027. Спасо-Андроников монастырь, страница 9

027. Спасо-Андроников монастырь, страница 9

подвижники

Сергий пришел посмотреть на обитель ученика, похвалил ее и благословил. Монастырское предание сохранило память и о другом визите преподобного Сергия, когда он после продолжительной беседы с Андроником отправился в Нижний Новгород.

Преподобный Андроник предсказал дату своей кончины, принял схиму и

Год его поставления на игуменство мы не знаем, но есть летопись, в которой указано, что Савва игуменствовал уже в 1404 году.

Преподобный Савва, подобно своему учителю, содержал преданную ему паству в благочестии и святости. По смерти игумена Саввы многие, прибегающие с верой к его гробу, получали

Во время его игуменства в обители подвизался Андрей Рублев. Существует мнение, что именно преподобный Александр воздвиг каменный Спасский собор, хотя, согласно другим данным (редакция «Жития преподробного Сергия Радонежского» в Никоновской летописи), каменная церковь была уже при Андронике.

Вверху: Третий и четвертый настоятели обители — преподобные Александр и Ефрем. Современная икона.

последние дни жизни провел в затворе. Отошел святой ко Господу 26 июня (13 июня по старому стилю). Отметим, что в Четьих-Минеях митрополита Ма-кария и «Житии преподобного Сергия», написанном около 1592 года, говорится о смерти преподобного Андроника: «къ Господу отиде... месяца июля въ 13». Вероятнее всего, это ошибка переписчика. Точный год преставления преподобного неизвестен. Если суммировать летописные свидетельства, получится, что умер Андроник не раньше 1373-го и не позднее 1404 года. Однако если принять к сведению, что Андрей Рублев поступил в обитель при Андронике, а отошел ко Господузавершил свой земной путьем дряхлым старцем, то можно отнести кончину преподобного к более позднему времени.

Преемник первого настоятеля обители, преподобный Савва, был сподвижником преподобного Андроника в молитвах и трудах. Пахомий Логофет называет его «великим в добродетелях».

Митрополит Алексий испрашивает у Сергия Радонежского преподобного Андроника и благословляет его на игуменство. Клейма иконы «Митрополит Алексий». 1480-е гг.

исцеление. Один из его учеников, свя-щенноинок Ефрем, был одержим блудной страстью. С верою придя ко гробу Саввы и в молитвах призвав его на помощь, он вскоре смог победить ее.

Преподобный Савва преставился между 1410 и 1420 годами.

Игуменом обители после этого стал преподобный Александр, ученик Саввы. Год начала его игуменства неизвестен, условно принимают как самую раннюю возможную дату — 1410-й, так как в этом году в одной из грамот еще упоминается игумен Савва.

Вверху: Преподобный Андроник. Фрагмент иконы Симона Ушакова «Похвала Владимирской Богоматери. Древо государства Российского». 1668 г.

Не исключено, что Александр был одним из главных действующих лиц во время постройки собора еще до своего поставления на игуменство. Возможно, он был зодчим, что может следовать из слов «Жития преподробного Сергия Радонежского», относящихся к Александру и Андрею Рублеву: «Създаста въ обители своей церковь камену... и подписанием чюдным своима рукама украсиша».

Преподобный Александр умер после 1427 года.

Мощи преподобных Андроника и Саввы в дореволюционное время являлись одной из самых известных святынь обители. Сведения о том, открыто ли они почивали или под спудом, противоречивы. Мы точно знаем, что в 1812 году французы разграбили монастырь и глава преподобного Саввы исчезла — последний факт был подтвержден в 1853 году. Судьба мощей в советскую эпоху неизвестна.

« Шммк os сфрш. SS