005. Бородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, страница 28

005. Бородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, страница 28

щ 4 штрршлюрннш беспфрядклх1

В Саввино-Сторожевском монастыре произошли одни из первых столкновений защищавших святыни людей с распоясавшимися представителями коммунистической власти.

Ж~Щ середине мая 1918 года у монастырских стен про-изошло знаменитое убийство Макарова, явивше-1_1гося в обитель в сопровождении других большевиков для конфискации хлеба и составления описи монастырского имущества. По звону колокола простые люди, в основном крестьяне, собрались у северного входа в монастырь — Макаров подходил к обители со стороны монастырской гостиницы, в которой он расположился в качестве коменданта. Когда большевики потребовали у наместника иеромонаха Макария (Попова) ключи от монастырской ризницы, тот отвечал, что с благословения архиерея не может сдать монастырское имущество. При более настойчивом требовании крестьяне встали на защиту обители. Взаимное ожесточение усилилось настолько, что завязалась драка, в которой Макаров был убит, а сопровождающие его большевики ранены; один из них скончался по дороге в больницу. После расправы над большевиками люди двинулись в город для свержения власти советов в уезде. Вскоре прибывший отряд подавил это выступление.

«Я слышал, что накануне или даже в тот же самый день в Саввино-Сторожевской слободе священник Державин на сходке на коленях и со слезами просил крестьян защитить монастырь и преподобного Савву от большевиков... В селениях и Посаде агитировали, что по первому набату необходимо собираться в монастырь», — эти показания свидетеля, а по сути одного

из виновников случившегося, отца комиссара Макарова, легли в основу обвинения против арестованных священнослужителей и большой группы мирян. Жертвами беспорядков оказались три человека: убитый комиссар Макаров, а также сильно избитые милиционер Ротнов и секретарь сельского совета Соколов.

Показания участников и свидетелей на допросах сильно различались по главным пунктам, но относи-

В монастырских закоулках.

штшт

Именно этот лик Спасителя большевики пытались закрыть портретом Ленина.

Отношения «новой власти» с православными святынями порой принимали формы, которые можно было бы счесть анекдотичными, если бы они не были столь кощунственны. Известно, например, письмо сотрудника отдела печати Московского совета рабочих и крестьянских депутатов В. Кре-стовникова, направленное Ленину в октябре 1919 года. Крестовников, сам из крестьян, рассказывает об увиденном накануне. Когда совершал он «традиционную прогулку в глубь Московской губернии — в Звенигородский монастырь», то сильно удивился, обнаружив над вратами обители вместо Спаса портрет Ленина. К тому моменту монастырь уже не действовал, над колокольней развевался красный флаг. Однако Крестовников (сообщающий, кстати, о себе, что является «совершенно неверующим с 1905 года») указывает Ленину, что, какое бы отношение ни было к религии, подобное ведет к излишней озлобленности и ненужным жертвам.