005. Бородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, страница 29

005. Бородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, страница 29

МОНАСТЫРЬ И МИР

тельно повода для недовольства и возмущения верующих мнения сходились. Накануне событий, 14 мая, прихожанам стало известно, что по дороге с мельницы был перехвачен отец комиссара Макарова с мукой, смолотой из зерна, ранее конфискованного в монастыре во время обыска. Факт использования комиссаром служебного положения вызвал сильное возмущение в крестьянской среде. На сходе была избрана комиссия с участием представителей власти, которой поручили расследование факта хищения зерна из монастыря.

По окончании расследования стало ясно, что обнаруженная мука действительно смолота из монастырского зерна. Это возмутило крестьян. Согласно показаниям одного из свидетелей, толпа, возмущенная против Макарова, направилась в монастырь, чтобы проверить имущество обители, ранее описанное комиссаром, а заодно сместить его. Свидетель отмечал особо, что поначалу враждебного отношения к Макарову не было.

Дальнейшие события освещались по-разному. Свидетель-милиционер, член избранной на сходе комиссии, рассказал, что когда они 15 мая пришли в монастырь для проверки описанного имущества, то там уже собралась большая толпа, которая сразу же обезоружила его и комиссара, причем вооруженные «конфискаторы» при этом не сопротивлялись. Переломный момент, после чего произошло кровопролитие, многие свидетели и участники событий связывали с началом набатного звона в монастыре. Он сразу же наэлектризовал уже возбужденную толпу, в монастырь начал сбегаться из деревень народ. Далее события развернулись с такой быстротой, что на допросах многие не смогли объяснить, что же стало видимой причиной избиения представителей власти. Единственное, что подтверждали все, — толпа была неуправляемой.

Во время следствия появились вовсе фантастические «показания», не подтвержденные пострадавшими милиционерами, но очевидно инспирированные чекистами. Так, утверждалось, что толпа захватила цейхгауз и вооружилась (очевидно, кому-то необходимо было списать на беспорядки пропавшие из цейхгауза ружья).

Расследование проводил следователь Шпицберг, тот самый, который позже будет вести «дело церковников». А осужденный по «делу церковников» профессор Кузнецов на этом процессе старался помочь обвиняемым. Кроме прочего, он обращался в Наркомюст с просьбой о замене следователя, утверждая, что Шпицберг всюду обнаруживает свою ненависть к религии, особенно к монастырям, и открыто оскорбляет религиозные чувства православного народа.

Осенью 1918 года дело рассмотрели в ревтрибунале. Ревтрибунал счел, что мятеж был не случайным, а хорошо организованным выступлением с целью свержения советской власти. Иеромонах Макарий и отец Василий, как главные виновники мятежа, были подвергнуты бессрочному тюремному заключению, а непосредственные участники избиения комиссара — расстреляны. Часть крестьян, напавших на милиционера и секретаря сельского совета, приговорили к десятилетним срокам.

Вверху: Пасхальный благовест.

Внизу: Рожденный в Воронеже преемник Большого Благовестника. На фотографии: очистка Саввинского Благовестного колокола.