005. Бородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, страница 4

005. Бородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, страница 4

ХРОНОЛОГИЯ

1398 Преподобный Савва основывает монастырь в Звенигороде.

1404 Неподалеку от обители

преподобный устраивает себе пещеру в глубоком овраге.

1405 Возведен белокаменный

Рождественский собор, один из немногих сохранившихся после татаро-монгольского нашествия первых храмов.

1407 Смерть преподобного Саввы.

Около мзо Явление преподобного Саввы игумену Дионисию; преподобный велит последнему написать свой образ.

1547 Преподобный Савва, до того

местночтимый, канонизирован на первом Макариевском Соборе.

1608 Марина Мнишек отправляется на поклонение преподобному Савве.

1650 Явление преподобного Саввы царю Алексею Михайловичу на охоте.

1652 Отливка первого колокола для монастыря. Обретение нетленных мощей преподобного Саввы.

1674 Монастырь уравнен по

значению с Троице-Сергиевой обителью.

1682 Стрелецкий бунт; царица Наталья Кирилловна с царевичами Петром и Иоанном Алексеевичами и царевной Софьей две недели укрываются в обители.

1721 Монастырь становится став-ропигиальным, подчиняясь непосредственно Святейшему Синоду.

1764 Монастырь отнесен к числу первоклассных монастырей со штатом в 33 монаха.

1775—1799 Монастырь

управляется архиепископом Московским (впоследствии митрополитом).

1799-19)9 Монастырь управляется епископами Дмитровскими (позже Можайскими), которые были викариями митрополита Московского.

1812 Явление преподобного Саввы Сторожевского вице-королю Италии, пасынку Наполеона Евгению Богарне.

1898 Торжественное празднование 500-летия Саввино-Сторожев-ского монастыря.

1919 Кощунственное вскрытие раки со святыми мощами преподобного Саввы. Конфискация мощей. Закрытие монастыря (на момент закрытия в нем было 12 монахов).

1941 Неудачная попытка снять для эвакуации 35-тонный Благовесный колокол (по неофициальной версии, колокол взорвали прямо на колокольне).

1995 Начало возрождения обители.

Вверху: Гора, на которой расположена обитель, называется Сторожи — округа с нее как на

в 1398 году и был заложен деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы, с которого началась обитель на Сторожах. Слух о подвижничестве и благочестивой жизни преподобного Саввы очень скоро привлек многих, и когда братии собралось для того достаточно, блаженный Савва завел общежитие.

Князь Юрий помогал обители, и еще при жизни преподобного Саввы воздвигнут был уже каменный собор Рождества Богородицы (1405), впоследствии ставший образцом для каменного Троицкого собора Сергиева монастыря (построенного, кстати, все тем же Юрием Звенигородским). Судя по тому, что ко временам князя Юрия относится и находящаяся неподалеку от города Введенская церковь, очевидно, что молодой князь, руководимый старцем Саввой, намеревался охватить Звенигород «поясом Богородицы». Ныне ничего неизвестно о храмах, составлявших этот «Звенигородский пояс», но велика вероятность, что они были деревянные и просто не сохранились до наших дней: слишком много разрушений выпало на долю удела.

Преподобный Савва достиг глубокой старости, не изменив уставного правила. Изнурив тяжкими подвигами свою плоть и заболев, он почил о Господе 3 декабря 1407 года, перед кончиной наказав братии блюсти чистоту те

лесную, братолюбие и смирение, подвизаться в посте и молитве, после чего преподал всем мир и целование. На погребение его собрались почти все звенигородские жители, князья и бояре. Рака с мощами блаженного была поставлена в построенном им Рождественском соборе.

Князь, лишившись духовника и наставника, продолжал посещать обитель и всячески ей помогать. Роль Звенигородского князя в русской истории гораздо больше, чем принято думать: достаточно сказать, что изображение тезоименитого своего святого Георгия Победоносца первым на своих монетах начал печатать именно он. Умер он в 1434 году, успев перед своей загадочной смертью занять (после смерти старшего брата и согласно завещанию отца) и великокняжеский престол (что, скорее всего, и послужило причиной его неожиданной кончины после трехмесячного правления).

Образ Георгия Победоносца, ныне прочно ассоциирующийся с Москвой, был популярен на Руси. Деревянная скульптура XV века из экспозиции Ростовского историко-архитектурного музея-заповедника.

Каждый новый хозяин Звенигородчины старался подтвердить жалованные грамоты, данные монастырю князем Юрием, да и от себя выказать почтение. Андрей Васильевич и давал ему грамоты, и разрешал споры монастыря касательно владения отчинами. Не отставали и княжьи жены: вдова Василия Темного Мария Ярославовна в 1462 году подарила «на помин души» супруга Василия и сына Юрия сельцо Шульгино с деревнями и угодьями.

Монастырь постепенно улучшался, получая все больше средств. Усердие князей и бояр к обители особенно увеличилось после известий о чудотворениях преподобного Саввы.