005. Бородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, страница 8

005. Бородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, страница 8

е ^

е

е

£

е qd

е

збршродшй чуршц

Множество чудес и исцелений случилось у гроба преподобного Саввы Сторо-жевского. Приходящим к нему с верою людям подаются они по молитвам этого величайшего подвижника.

тгишрн

Тропарь преподобному Савве Сторожевскому, глас 8

Пустыни явился еси доброе прозябение преподобие: от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя и того учением ум к небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси. Тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати.

Преподобный Савва родился в 1327 году. Вероятно, происходил он из знатной семьи, ибо, по преданию, оставил имущество и сменил на иноческое рубище «мягкие одежды». К преподобному Сергию пришел двадцатилетним юношей. Скорее всего, пришел вместе со смоленским архимандритом Симоном, ибо именно после этого первоначальная дюжина «первых» учеников преподобного Сергия была нарушена и Троицкая обитель стала принимать всех приходящих (конечно, после определенных испытаний). Впоследствии, когда Савва стяжал большой духовный опыт и дар рассуждения (но говорил при том крайне редко и мало), Сергий сделал его духовником братии.

Когда преемник преподобного Сергия, преподобный Никон, ушел в затвор, Савва в течение шести лет был настоятелем Троицкого монастыря. К этому времени предание относит чудо изведения по молитвам преподобного Саввы источника, который и поныне течет за северной стеной Троице-Сергиевой Лавры. Сейчас источник преподобного Саввы Сторожевского в Троице-Сергиевой Лавре ухожен, к нему ведет лестница, и его всегда посещают паломники.

Считается, что преподобный Савва стал первым игуменом Успенской Дубенской Шавыкиной пустыни. Вроде бы расположена эта пустынька была на острове по

Этот образ преподобного Саввы Сторожевского встречает паломников у Северных ворот обители.

среди реки Дубны и со временем исчезла. В XIX веке на Шавыкиной пустоши оставались еще две обветшалые часовни. Сомнительно, впрочем, чтобы преподобный Сергий Радонежский решил основать две Успенских обители на одной и той же Дубне (а Стромынский Успенский монастырь сохранился, хотя сейчас и не действует; первостроителем его почитается преподобный Савва Стромынский, тоже ученик Радонежского чудотворца).

Не все однозначно и с «авторством» преподобного Саввы в основании монастыря под Звенигородом. Велика вероятность, что Саввино-Сторожевский монастырь начался несколько ранее того момента, к которому ныне принято относить его основание. Несоответствие заключается в строительстве деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы за год до начала возведения этого же храма в камне (а именно так получается, если следовать принятой сейчас датировке). Похоже, монастырь был заложен еще до ухода Саввы из отчей обители. Во всяком случае, в тексте одного из житий преподобного сообщается, что, прибыв в Звенигород, он пришел «в Дом Пречистыя на Сторожи», который, получается, уже существовал к тому моменту.

Сам уход преподобного Саввы из Троицкой обители до странности совпадает по времени с кончиной владыки Звенигородского Даниила (епископа Смоленского) в 1397 году. Даниил был знаком и даже близок с Саввой, и, пока он находился при князе Юрии, преподобному Савве не было особой нужды покидать отчую обитель.