005. Бородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, страница 11

005. Бородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, страница 11

подвижники

6 мая 1908 года отца Иоанна наградили наперсным крестом. Митрополит Московский Владимир пригласил его к себе и посоветовал принять монашбство. В Смоленской Зосимовой пустыни он был пострижен с наречением имени Димитрий, возведен во архимандрита и назначен синодальным ризничим и настоятелем церкви Двенадцати апостолов в Кремле.

В 1914 году отец Димитрий был в московском Успенском соборе хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. С рокового 1917 года состоял настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря. В самом конце 1920 года назначен временным управ-

Слева: Зимний закат. Угловая башня.

Справа: Эти фрески надвратной Троицкой церкви сейчас восстанавливаются в том виде, в котором они встречали приходящих к Савве в прежние времена.

ляющим Бакинской епархии, а год спустя — епископом Ставропольским. В сильно пострадавшем от гражданской войны Ставрополье, где было почти уничтожено духовенство, подняло голову обновленчество, захватившее большинство приходов. Под давлением обновленцев владыка Димитрий был вынужден покинуть епархию и перебраться в Москву.

Однако вновь столкнуться с обновленцами ему пришлось уже на следующий год — православные города Козлова Тамбовской епархии (где обновленцы тоже захватили большинство храмов) просили вернувшегося из заключения Патриарха Тихона назначить к ним архиерея. Из трех предложенных кандидатур козловские делегаты выбрали Димитрия. После его приезда обновленцы принесли покаяние и вернули православным все храмы, кроме одного. Популярность отца Димитрия среди православного люда быстро росла.

Обновленческому движению в Тамбовской епархии угрожало полное поражение. Великим постом 1925 года епископа Димитрия стали часто вызывать на допросы в ОГПУ. Епископ демонстративно ходил туда через весь Козлов в рясе и широкополой шляпе, опираясь на

палку. В конце концов, владыка Димитрий был арестован в Сергиевом Посаде, оттуда отправлен на Лубянку и спустя неделю освобожден с приказанием ехать в Козлов. Перед освобождением владыке во сне явилась Фео-доровская икона Богородицы.

В Козлове, куда владыка прибыл на праздник Петра и Павла, обитал он недолго. 22 июля 1925 года его снова арестовали и увезли в Тамбов. После освобождения Димитрию предписали жить в Москве.

Какое-то время он служил в московских и подмосковных храмах. В частности, Димитрий сослужил митрополиту Петру (Полянскому) на его последней все

нощной 6 декабря 1925 года в Екатерининском храме на Ордынке — за три дня до ареста священномученика Петра.

В июле 1926 года владыку вызвал к себе уполномоченный ОГПУ и потребовал покинуть столицу. Сославшись на больное сердце, владыка решил ехать в Кисловодск. Его назначили епископом Пятигорским. Поселившись в Кисловодске, он стал тайно управлять епархией, почти полностью охваченной обновленчеством (в городе лишь два храма принадлежали православным). В 1932 году был возведен в архиепископа, а с 23 марта 1934 года являлся архиепископом Можайским.

Арестовали архиепископа Димитрия 29 сентября 1937 года. Сразу же после ареста начались допросы, которые 9 октября были оформлены в виде протокола. Виновным себя архиепископ не признал и кого-либо оговорить не согласился. Владыку Димитрия и арестованных с ним вместе людей из духовенства и мирян 17 октября приговорили к расстрелу, навесив стандартное «участие в контрреволюционной группировке и систематическую антисоветскую агитацию». 21 октября приговор привели в исполнение.

В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Димитрий был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Память его совершается 8/21 октября, а также в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе Костромских святых.