005. Бородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, страница 14

005. Бородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, страница 14

шмь-мшл

Про монастырь преподобного Саввы Сторожевского говорили, что если Троице-Сергиева Лавра — жених, то Саввино-Сторожевская обитель — невеста. Заметно сходство стен и башен Саввино-Сторожевского монастыря и с укреплениями Троицкого монастыря Калязина. Этот факт объясняется тем, что строительством в обоих монастырях во второй половине XVII века заведовал зодчий Иван Шарутин. Особенностью русских монастырей являлась, с одной стороны, организация территории в соответствии с определенной схемой (например, престольный собор и трапезная должны были находиться в парадной части), а с другой — умение согласовывать архитектурный ансамбль с естественным рельефом местности.

Вверху: Так выглядела Красная башня накануне возобновления монастырской жизни (1992).

Слева: Эта надвратная икона встречает паломников на Красной башне обители.

стены

Стены Саввино-Сторожевского монастыря протяженность имеют около восьмисот метров, средняя высота — около восьми метров, толщина — 3,5 метра. Имеются три ряда бойниц, галерея боевого хода и шесть башен (раньше их было семь). На территорию ведут двое ворот — парадные (Святые врата — с восточной стороны) и хозяйственные (с севера). Из сохранившихся башен имена есть у четырех: восточная — Красная; юго-западная — Житная (служила зерновым складом); юго-восточная — Водовозная; южная, выступающая углом, — Усова. Утраченная башня звалась Больничной, ибо располагалась у больничных палат. Все башни име,-ли шатровое завершение, крытое тесом. Самая красивая из башен (как то и из имени явствует) — Красная,

над Святыми вратами, прямоугольной, в отличие от прочих башен, формы. На втором ярусе ее в 1883 году была устроена небольшая теплая церковь во имя Алексия, Божьего человека, — небесного покровителя царя Алексея Михайловича, в настоящее время не возобновленная. Вместе со стоящей рядом Троицкой церковью башня оформляет необычный вход в монастырь: двое ворот ее ведут в монастырский дворик, а он, в свою очередь, — в подклет Троицкой церкви. Оттуда широкая лестница выводит сразу на Соборную площадь. Из глубины подклета виден только Рождественский собор, с каждой ступенькой как бы вырастающий из холма, увеличивающийся в размерах и приближающийся к идущему. Таким оригинальным способом зодчие подчеркнули доминанту монастырского ансамбля — собор Рождества Пресвятой Богородицы.