030. Спасо-Евфимиев монастырь, страница 25святыни Гурий Никитин был знаменщиком: он намечал контуры изображения, и только ему доверялось писать лики Спасителя, Богородицы, апостолов и святых. Другие мастера артели писали не столь важные детали. При этом пожилому Никитину приходилось подниматься под центральный купол храма, чтобы «знаменить» традиционную для костромских мастеров композицию «Отечество». При создании художественных образов помимо традиционных для Вверху: Композиция «Отечество». Вверху справа: Фреска «О Тебе радуется всякая тварь» в верхней части алтарной апсиды. Справа: Преподобный Евфимий руководит строительством Преображенского собора с чертежом в руках (справа) и посвящение преподобного Евфимия во пресвитеры (слева). Фрески Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря. русской живописи мотивов Никитин использовал сюжеты гравюр немецкой Библии Пискатора XVI века, дополнив их для большей выразительности сугубо русскими деталями. Поэтому многие персонажи фресок — например, в сцене убийства архидиакона Стефана — изображены в традиционной русской одежде, а иудейских священников, к ногам которых Иуда бросает деньги, Никитин нарядил в княжеские кафтаны. Необыкновенно величественна большая фреска в верхней части алтарной апсиды, посвященная прославлению Богородицы, — «О Тебе радуется всякая тварь». В образах учителей Церкви в апсиде проявилось орнаментальное мастерство живописцев, изобретающих разнообразные по рисунку и расцветке ткани одежд. На столбах, на гранях, обращенных к алтарю, с нимбами, подобно святым, написаны первые самодержцы из царской династии Романовых — цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович. Они соседствуют с ветхозаветными царями Давидом и Соломоном, равно- до кончины и посмертных чудес. Интересна картина, представляющая строительство собора. Мастера-каменщики кладут кирпичные стены, а руководит ими преподобный Евфимий с чертежом в руке. Здесь отобразилась живописная практика конца XVII века, когда чертеж стал входить в обиход строителей. Фрески Спасо-Преображенского содержат множество деталей, способных многое рассказать нам о миросозерцании человека XVII века. Совре- апостольными Константином и Еленой, русскими святыми князьями Владимиром Крестителем, Борисом и Глебом, в их числе и «владимирский самовластен» — великий князь Всеволод III. В Евфимиевском приделе проиллюстрировано житие преподобного Евфимия Суздальского от рождения менные исследователи подчеркивают прирожденный дар Гурия Никитина к созданию монументальных, величественных образов, лежащих в русле традиций эпического искусства Древней Руси, и ставят его в один ряд с такими художниками, как Андрей Рублев и Дионисий.
|