027. Спасо-Андроников монастырь, страница 20

027. Спасо-Андроников монастырь, страница 20

шз em из ртдо

Через год после возведения в сан митрополита святитель Алексий вновь посетил Царьград. Константинопольский Патриарх Каллист подтвердил права святителя Алексия и благословил его, дав в дорогу Нерукотворный Образ Спаса. Было это в августе 1356 года.

Легенда об основании Спасо-Анд-роникова монастыря гласит, что, возвращаясь на Русь, митрополит Алексий попал в сильную бурю в бухте Золотой Рог на Босфоре. Обратившись с мольбой к Богу, святитель дал обет поставить монастырь в честь того образа, праздника или святого, что будет вспоминаться Церковью в день, когда корабль благополучно достигнет пристани. Вскоре буря утихла, и 29 августа (16 августа по старому стилю), в день Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа, корабль причалил к берегу. Перед этой-то иконой и молился святитель во время бури.

Так, по преданию, появилась Спасская обитель.

Для строительства обетного монастыря митрополит Алексий избрал холм в четырех верстах к востоку от Кремля, у слияния Яузы с ручьем, названным Золотой Рожок в память о страшной буре в константинопольской бухте. (Ручей дал имя Золоторож-

Вверху слева: Спас Нерукотворный. Современный список Цареградского образа и иконостаса Спасского собора.

Вверху справа: Икона «Митрополит Алексий». 1480-е годы. Автор — Дионисий.

скому валу, набережной и переулкам; забран в трубу в 1935 году.)

В 1360-е годы был освящен первый (скорее всего, деревянный) собор новой обители, в котором святитель Алексий поставил «честную икону образа Христова, юже имяше принесену с собою от Царя-града, чудне златом украшену».

Спасение основателя Спасо-Андро-никова монастыря — только первое звено в цепочке чудесных событий... Перенесемся в начало XX века. В 1905 году выдающийся русский ученый, исследователь византийского и древнерусского искусства Н. П. Кондаков пришел к выводу, что Нерукотворный Образ из иконостаса Спасского собора Спа-со-Андроникова монастыря — и есть

тот самый, первой половины XIV века, что привез из Константинополя святитель Алексий. Точно датировать икону невозможно, она находится под многочисленными записями, и неизвестно, насколько хорошо сохранился древний красочный фон. Но конструкция доски характерна для иконописи XIII—XIV столетий, и даже если это не тот образ, что был поставлен в храм митрополитом Алексием, все равно, — близкое его повторение и бесценная святыня древней обители.

После закрытия Спасо-Андронико-ва монастыря икона попала в Государственный Исторический музей, в запасниках которого хранилась в безвестности более 80 лет. В музейных документах не было отражено, что образ происходит из Спасо-Андроникова монастыря, и лишь в Пасхальные дни 1999 года, в преддверии 2000-летия Рождества Христова, удалось обнаружить икону, ранее считавшуюся утраченной.

Так древний образ был обретен дважды.