027. Спасо-Андроников монастырь, страница 19

027. Спасо-Андроников монастырь, страница 19

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

КОГДЗ ПОСТРОИЛИ СП^ССКИИ СОБ.ОР?

По всей видимости, первый монастырский храм был деревянным. Летописи ничего не сообщают о постройке каменной церкви в Спасском монастыре при его основании.

В «Житии преподобного Сергия Радонежского» говорится: «По времени ж в оной обители бывшу игумену Александру,... создаста в обители своей церковь камену...» На основании этого сообщения архиепископ Сергий (Спасский) еще в середине XIX века строителем существующего собора называл игумена Александра. П. Н. Максимов, полагавший, что игумен Савва умер между 1410 и 1420 годами, а Александр — в 1427 году, датировал каменный Спасский собор 1410—1427 годами. П. Д. Барановский поддержал эту датировку, сузив ее до 1420—1427 годов. Н. Н. Воронин, обратив внимание на то, что сообщение «Жития Никона Радонежского» о росписи собора Спа-

Эти блоки когда-то были использованы при строительстве храма.

Юго-восточная башня.

со-Андроникова монастыря следует после сообщения о росписи Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре, еще более уточнил датировку Спасского собора— до 1425—1427 годов.

В. Г. Брюсова заметила, что сообщение о строительстве каменного Спасского собора при игумене Александре впервые появляется только в позднейших (1440—1459 годы) редакциях «Жития преподобного Сергия Радонежского». Поэтому она решила не ориентироваться на эти редакции при датировке и посчитала, что каменный храм построили во время игуменства Андроника, в начале 1390-х годов. Это мнение поддержал архитектор-реставратор Б. Л. Альтшуллер.

Наиболее близкие аналоги Спасскому собору — не среди современных ему, а среди более поздних (первая половина XVI века) русских или среди более ранних (первая половина XIV века) сербских церквей. Балканские влияния легко объяснимы: в то время на Русь эмигрировало множество южных славян (среди них был и серб митрополит Киириан, при котором Спасо-Андроников являлся митрополичьим монастырем). Впрочем, можно объяснить происхождение форм Спасского собора и без привлечения иноземных влияний — соединением в нем новгородской композиции со среднерусской трактовкой фасадов.

Таким образом, сопоставляя стилистические признаки с летописными свидетельствами, мы можем отнести Спасский собор или к началу 1390-х годов, или к 1425—1427 годам.