015. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, страница 26

015. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, страница 26

рмшш финифть

Искусство финифтяников расцвело в Ростове благодаря тому, что произведения их были востребованы Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырем и многочисленными паломниками, посещавшими его.

26

ЙШ

Финифть (от греч. «chymeuton», то есть «смешивать») — искусство художественной эмали, распространенное в Византии. На Русь финифть пришла приблизительно в X веке и получила здесь широкое распространение. В позднейшее время финифтью стали называть роспись по эмали.

Финифтяная пластина для напрестольного креста, созданная мастером Мощанским. Происходит из Спасо-Яковлевского монастыря.

с деятельностью митрополита Ионы (Сысоевича), весьма заботившегося об украшении церквей. Правда, никаких документов, подтверждающих наличие в Ростове в это время финифтяного ремесла, не сохранилось.

Самые ранние ростовские финифтяные миниатюры, очень напоминаю

щие и композициеи, и рисунком иконы костромских и ярославских мастеров, относятся к началу XVIII века. Наиболее же пышный расцвет этого искусства пришелся на первую половину XIX века. В это время в Ростове сложилось уже несколько «финифтяных династий». Представители некоторых из них работали почти исключительно для Спасо-Яковлевского монастыря, выполняя самые разные заказы — как «штучные» (пластины для напрестольных крестов или дробницы для митр), так и «поточные» (маленькие финифтяные образки, продававшиеся богомольцам). Почти каждый паломник, посещая знаменитую ростовскую обитель, почитал своим долгом купить здесь финифтяной образок. Конечно, эти незамысловатые произведения ремесленников стояли значительно ниже высокохудожественных эмалей, изготовлявшихся мастерами непосредственно для монастыря и хранившихся в его ризнице. Но, тем не менее, они пользовались большой популярностью и, «разбредаясь» вместе с богомольцами по разным уголкам России, прибавляли известности Спасо-Яковлевскому монастырю и ростовскому финифтяному промыслу. Есть сведения, что в это время финифтяные образки ростовского происхождения можно было обнаружить даже на Афоне.

Начиная со второй половины XIX столетия ростовским мастерам-финифтяникам пришлось выдерживать серьезную конкуренцию. В Ростове открылась фабрика по производству жестяных образков с переводными картинками, имитирующими финифтяные. Они изготавливались в большом количестве и стоили гораздо дешевле, чем образки, выходившие из рук «честных

На протяжении почти полутора веков (с последней трети XVIII до начала XX века) Спасо-Яковлевский монастырь являлся важным художественным центром Ярославской епархии. Обстоятельства сложились так, что он отстраивался и благоукра-шался как раз в то время, когда многие другие обители не могли себе позволить подобной роскоши. Поэтому естественно сосредоточение вокруг него всех самых ярких и здоровых художественных сил ближайшей — по крайней мере, ближайшей — округи. Иконописцы, скульпторы, ювелиры — все эти мастера были чрезвычайно востребованы в Спасо-Яковлевском монастыре даже и после завершения основных строительных работ. Но особенное влияние оказал монастырь на развитие такого «титульного» ростовского промысла-искусства, как финифть.

Приход финифти на Русь относится приблизительно к X веку. Столетиями эта техника совершенствовалась и получила свое наивысшее воплощение в финифтяных миниатюрах ростовских мастеров. Появление предпосылок для развития финифти в здешних краях связано, по всей видимости,