015. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, страница 27

015. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, страница 27

МОНАСТЫРЬ И МИР

Митра с финифтяными дробницами, хранившаяся до революции в ризнице Спасо-Яковлевского монастыря.

ремесленников». «Подмену» же замечал не каждый. Например, приходивший из дальнего уезда крестьянин вполне мог удовольствоваться фабричной переводной картинкой. И покупал дешевый суррогат.

Стараясь удержаться на плаву, фи-нифтяники организовывали артели. Если раньше изготовление финифтяных миниатюр являлось «семейным» делом (и, как правило, над одной миниатюрой работал один человек), то теперь производство стало — фактически — мануфактурным. Один артельщик грунтовал эмалевые пластинки, другой — выполнял «припорох» (то есть переводил рисунок на эмаль с бумажного шаблона), третий — наносил предварительную красочную подкладку, и так далее. Речь шла только о скорости, о количестве произведенных образков. И это не могло не сказаться на их качестве. Во-первых, совершенно перестал расширяться круг тем — фи-нифтяники изображали лишь то, что пользовалось устойчивым спросом. Во-вторых, при мануфактурном типе производства конечный «продукт» утрачивал «лица необщее выражение», то есть переставал быть произведением искусства. Финифтяное ремесло вырождалось. Эту печальную ситуацию отмечали многие. Так, знаток эмальерного искусства Н. Кондаков сетовал: «Под давлением современного машинного производства и поставляемых им всякого рода имитаций или попросту подделок, рассчитанных на обман и мнимую дешевизну, это высокое мастерство по всей вероятности скоро исчезнет в кустарном народном производстве». Чтобы не дать окончательно погибнуть ростовской финифти, в 1911 году Министерство земледелия и торговли создало школу-мастерскую. Из этой школы вышли многие талантливые художники-финифтяники. Но творчество их пришлось уже на советский период и к Спасо-Яковлевскому монастырю отношения не имело.

Финифтяная миниатюра с изображением Христа.