018. Серпуховский Высоцкий монастырь, страница 23

018. Серпуховский Высоцкий монастырь, страница 23

святыни

ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги перед сном и уложила спать на печь. Уже ночью путник почувствовал, как ногам возвращается чувствительность. Затем он и вовсе смог подняться и сделать первые, еще неуверенные шаги. С каждым днем ему становилось все лучше и лучше. Так, опираясь сначала на две, а потом на одну палку, горький пьяница добрался до Серпухова.

Придя в женский Введенский Владычный монастырь, он поведал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен, как того требовал старец-схимник. Но в монастыре никогда не слышали об иконе Богородицы «Не-упиваемая Чаша». И вдруг кому-то пришла мысль: не та ли это икона, что висит в проходе из соборного храма в ризницу? Действительно, в служебном помещении монастыря находилась потемневшая икона с изображением Чаши, которая прежде не привлекала к себе внимания насельниц. Как она оказалась здесь, никто не знал. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». Новообре-тенный образ был перенесен в храм и перед ним совершили молебен. Не пришлось долго гадать о том, кто же был

Вверху справа: Князь Владимир Андреевич Храбрый (крайний справа) особенно почитаем в монастыре. Рисунок XIX века.

Вверху слева: Современная икона подвижников, почитаемых братией Высоцкой обители.

тем величественным старцем-схим-ником, что являлся во сне отставному солдату. Сам страждущий крестьянин, увидев иконописное изображение ученика святителя Алексия, строителя Владычного монастыря старца Варлаа-ма, узнал в нем таинственного посетителя. Из Серпухова бывший пьяница возвращался здоровым. Он получил не

только окончательное исцеление ног, но и перестал испытывать тягу к вино-питию. Было это в 1878 году.

Весть о чудном обретении образа Пресвятой Богородицы быстро распространилась за пределы обители. К нему стало стекаться множество богомольцев, одержимых страстью пьянства, а также их многострадальных родственников. Иные спешили уже для того, чтобы вознести благодарственные молитвы Богоматери за оказанную милость исцеления. Между тем, сохранившиеся сведения позволяют говорить о том, что почитание святой иконы длительное время носило не всероссийский, но местный характер. Особо

мша

По иконографии образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» относится к одному из пяти типов изображения Богородицы — «Оранта», что в переводе с греческого означает «Молящаяся». На иконах типа «Оранта» Богоматерь запечатлена в молении с воздетыми к небу руками. На образе «Неупиваемая Чаша» Богомла-денец стоит в чаше — это чаша причащения, неиспиваемая, или неупиваемая, ибо Агнец «всегда ядомый и никогдаже иждиваемый». Чаша причащения источает приступающим к ней с верой все благословения, дарованные человеческому роду искупительным подвигом Иисуса Христа. А Пресвятая Богородица, как первосвященник, ходатайственно возносит Богу эту Жертву — Своего закланного Сына. Она молится за всех и возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована просящим.