019. Переславский Никитский монастырь, страница 13

019. Переславский Никитский монастырь, страница 13

подвижники

Столпничество — особый род подвижничества, возникший в Сирии в IV веке. Появление его связывается с житием прп. Симеона Столпника (преставился в 459 году, память совершается 14 сентября по новому стилю). И до него уже были подвижники, выдерживавшие многочасовые и даже многодневные стояния, но прп. Симеон развил этот подвиг, приведя его к тому виду, в котором он зафиксировался в истории христианского подвижничества. Блаженный Феодорит Критский так писал о нем: «Знаменитого Симеона — это великое чудо вселенной — знают все подвластные Римской державы: узнали о нем и персы, и мидяне, и эфиопы; распространившаяся молва о его трудолюбии и любомудрии долетела даже до скифских кочевников. Но я, даже имея свидетелями, как говорится, всех людей вселенной, которые подтвердят мое слово о подвигах святого, боюсь, однако, чтобы мое повествование не показалось потомкам невероятным и чуждым истине. Ибо то, что было с Симеоном, превышает человеческое естество».

Начиная с прп. Симеона столпничество получило широкое распространение. Столп, на котором подвизались аскеты, представлял собой своего рода башенку. В верхней части ее была устроена площадка, где и находился подвижник. Над площадкой не было никакого навеса, и, таким образом,

всем так. Например, вокруг столпа прп. Симеона возник монастырь, а всем, кто приходил к нему, святой подавал утешение и вразумление. Нес он и, если можно так выразиться, миссионерское служение, обратив в христианство несколько арабских племен. Смысл столпничества обыкновенно разъясняется исследователями как вид добровольного мученичества. Вот, например, что пишет в своей книге «Юродство и столпничество» (1913) сщмч. Алексий (Кузнецов) (расстрелян в 1938 году, будучи архиепископом Сарапульским): «И возникло-то оно (столпничество) как раз тогда, когда прекратился подвиг мученичества. Оно есть как бы продолжение его. Что совершили святые Мученики, то довершили святые Столпники».

В России мы находим очень немного подвижников, принявших на себя подвиг столпничества. В Древней Руси таковыми явились свт. Кирилл Туровский и герой нашего нынешнего выпуска — прп. Никита Столпник. Его столп несколько отличался от столпов сирийских аскетов, находясь не на поверхности земли, а в яме. В XIX веке подвиг столпничества нес в течение 1000 дней и ночей прп. Серафим Саровский, с воздетыми руками молясь по ночам на камне в лесу, а днем — на камне, принесенном им в келью. В XX столетии, подражая прп. Серафиму, на столпе (на камне в саду) молился прп. Серафим Вырицкий.

тш

_

Никита Столпник. Фрагмент росписи Святых врат.

столпник изнурял себя не только продолжительным стоянием, но также и подверженностью всем стихиям. Под площадкой иногда име

лось ложе, вниз, на землю, шла лесенка.

Столпничество считается обыкновенно отшельническим подвигом, но это не со

верного князя Михаила Всеволодовича. Но Михаилу Всеволодовичу, претерпевшему впоследствии мученическую смерть в Орде, было в 1186 году лишь семь лет. Между тем, в житии Никиты Столпника он описывается как вполне взрослый человек. Таким образом, или время кончины святого «отодвигается» по крайней мере лет на десять, или он

исцелил какого-то другого князя, а не Михаила Всеволодовича, или год рождения последнего показан в исторических документах неверно (и именно к этому склоняются многие исследователи). Все эти нестыковки вызывали у историков Русской Церкви законные подозрения в «хронологической компетентности» автора жития. Так,

Е.Е. Голубинский, говоря о прп. Никите Столпнике, вообще предполагал, что он жил после монголо-татарского нашествия.

Как бы там ни было, в историчности личности прп. Никиты никто не сомневается. И по сей день верующие чтут его память, а возле мощей его происходят исцеления.