019. Переславский Никитский монастырь, страница 12

019. Переславский Никитский монастырь, страница 12

подвижники

переяславцы, и жители дальних краев. Широко известно исцеление благоверного князя Михаила Черниговского по молитве святого.

Кончину преподобный Никита Столпник принял мученическую. Дело в том, что после того, как он исцелил князя Михаила Черниговского, тот богато одарил Никитский монастырь. В Переяславле суетные люди подозревали, что богатые дары достались и самому преподобному (не пришло им только в голову, что княжеские дары старцу-столпнику были ни к чему). Особенно увлеклись этой мыслью некоторые родственники Никиты, надеявшиеся, что он и им отделит часть из приношений князя. Обуреваемые этой соблазнительной идеей, они пришли к преподобному. Но тот ни словом не обмолвился ни о каких подарках, поговорил с родственниками о вреде богатства для души и суетности человеческих стяжаний и простился с ними. Гости, однако, никак не могли расстаться со своей корыстной мечтой. Внимание их привлекли блестящие, как бы серебряные, вериги столпника (автор жития говорит, что блестели они от посто-

Вверху слева: Южный придел Никитского собора, освященный во имя прп. Никиты Столпника.

Вверху справа: В часовне прп. Никиты.

янного трения о тело). Родственники решили, что эти «серебряные» вериги и есть подарок князя, и задумали погубить старца. Ночью разобрали они покрытие столпа, убили прп. Никиту, сняли с него кресты и цепи и, завернув их в грубую холстину, скрылись из монастыря. Лишь отойдя на значительное расстояние от города, они обнаружили свою ошибку и в сердцах бросили вериги в реку (спустя некоторое время вериги нашлись и были перенесены в Никитскую обитель).

Неладное заподозрил пономарь, пришедший перед утренним богослужением к столпу преподобного за благословением. Заметив разобранную крышу, он сразу же сообщил об этом игумену. Игумен и братия поспешили к месту преступления и увидели здесь бездыханное тело святого. От него исходило благоухание.

Останки подвижника были погребены у церкви вмч. Никиты, справа от алтаря. Местное почитание святого началось сразу же после его кончины, между тем житие его было составлено довольно поздно — в конце XIV — начале XV веков (по версии В. О. Ключевского). В середине XVI века оно было дополнено посмертными чудесами, произошедшими у мощей святого. Такая «задержка» в написании жития объясняет во многом его обобщенность, ориентацию более на житийный канон, чем на реальные события биографии святого, отсутствие в нем достаточного количества конкретных деталей. К моменту создания житийного текста в Никитском монастыре сменилось уже несколько поколений иноков, и история преподобного Никиты, многажды переданная из уст в уста, естественно, претерпела некоторые искажения. Какие-то биографические подробности сгладились, какие-то (в основном, чудесного свойства), наоборот, выступили особенно выпукло. Не обошлось и без путаницы. Так, указывается, что прп. Никита скончался в 1186 году, а незадолго до смерти исцелил благо-