019. Переславский Никитский монастырь, страница 18

019. Переславский Никитский монастырь, страница 18

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

стены и Еданн

Оборонительные сооружения Никитского монастыря относятся к эпохе Ивана Грозного. Точное время их постройки неизвестно. Скорее всего, они возводились несколькими годами позднее Никитского собора и Благовещенской церкви.

О том, что к началу XVII века стены и башни монастыря были уже готовы и «функционировали», говорит тот факт, что Никитская обитель, единственная из всех монастырей округи, выдерживала польско-литовскую осаду в течение двух недель. От этого же времени, по-видимому, в монастыре остались и пушки (впоследствии делались предположения, что пушки эти каким-то образом относятся к пребы

ванию в Переславле Петра I). До наших дней сохранились лишь две пушки, которые находятся на территории местного музея-заповедника. Остальные шесть, согласно решению, принятому в 1932 году особой комиссией при горсовете Переславля, пошли на переплавку для переделки паровой машины на фабрике «Красное эхо».

Подчиняясь рельефу местности, крепостные стены Никитской обители образуют собой неправильный многоугольник, по углам которого поставлены шесть башен (две из них многогранные, четыре — прямоугольные). Интересно при этом, что ни одна из башен не повторяет другой. Особенно необычна по своему устроению северо-западная башня монастырской ограды — она имеет девять граней, что являлось редкостью в тогдашнем крепостном строительстве. Все стены и башни снабжены тремя ярусами боя — подошвенным, средним и верхним.

Стены и башни возведены из крупных кирпичей, скрепленных известковым раствором. Размеры их различны, встречаются, в частности, кирпичи длиною до 31 сантиметра. В основании стен и башен уложены булыжники и гранитные валуны, также залитые известковым раствором.

Вплоть до начала XX века ограда периодически подвергалась ремонтам и переделкам, но конструкции башен и стен они не затрагивали, и можно сказать, что «Никитская крепость» сохранилась в своем первозданном виде.

Слева: Башни соединялись между собой крытыми галереями. На снимке — одна из четырехгранных башен.