019. Переславский Никитский монастырь, страница 21

019. Переславский Никитский монастырь, страница 21

ЧУДЕСА

рядком изнемог. За несколько верст от города он приказал своим слугам разбить шатер, чтобы отдохнуть, а уж затем следовать в монастырь. И здесь, согласно тексту жития, ему пришлось пережить искушение. Когда князь отдыхал, он увидел инока, шедшего по дороге. Инок сказал князю, что он живет в той самой обители, где подвизается прп. Никита, и идет за покупками для братии. Михаил Всеволодович признался ему, что ждет для себя исцеления по молитве преподобного, на что инок якобы ответил ему: «Напрасно, княже, ты предпринял такой дальний и трудный путь, не может Никита исцелить твоей болезни; он не более, как льстец, только обольщает и обманывает народ». Спустя недолгое

время к княжеским шатрам приблизился другой инок, который чуть не слово в слово повторил все, сказанное первым. Князь впал в скорбь и стал раздумывать — а не поворотить ли ему назад. Но слуги уговорили его все-таки встретиться с преподобным. Немного не доехав до обители, князь опять приказал разбить шатер. И опять ему встретился инок — на сей раз с лопатой, — сообщивший, что столпник Никита только что умер, а он-де закапывал его. Но боярин Федор, сопровождавший князя, уже догадываясь, кто подсылает к ним этих «странных иноков», поспешил в монастырь, чтобы самому увидеть прп. Никиту и предупредить его о скором прибытии Михаила Всеволодовича. Здесь он

нашел святого старца в его обычном положении: он стоял в веригах и каменной шапке на своем «подземном столпе» и молился. Внимательно выслушав боярина Федора, преподобный дал ему свой посох и сказал, чтобы князь Черниговский, опираясь на него, сам пришел в монастырь.

Как только больной взял в руки посох, принесенный ему боярином, он почувствовал, как к нему возвращаются силы. Князь встал и без чьей-либо помощи добрался до обители, где горячо благодарил преподобного Никиту за поданное выздоровление. После этого он наделил монастырь богатыми дарами, поставил деревянный крест на месте своего исцеления и с миром возвратился в Чернигов.

ЛЕЖИ

Святой благоверный князь Михаил Черниговский

Точное время рождения благоверного князя Михаила Всеволодовича Черниговского в серьезных источниках указывается не всегда. По-видимому, 1179 год как предполагаемый год появления его на свет вошел в исторический обиход лишь с легкой руки Татищева. Вплоть до 1220-х годов благоверный князь почти не появляется в летописях. В дальнейшем его роль становится все более заметной. После монголо-татарского нашествия именно он ездил в Венгрию, убеждая тамошнего короля выступить вместе с русскими князьями против язычников, а потом пытался поднять на защиту христианства и Польшу, и германского императора. Переговоры эти успеха не имели.

В 1246 году выяснилась для князя необходимость ехать в Орду за ярлыком. К этой поездке Михаил Всеволодович и его боярин Федор (тот самый, кстати, что некогда сопровождал князя в Переяславль) готовились как к своему смертному часу. Они исповедались, прича

стились Святых Тайн и выразили твердую решимость не исполнять никаких языческих обрядов. Известно было, что ордынцы заставляют всех перед встречей с ханом проходить через огонь (якобы это очищало от злых помыслов).

Так и случилось. В Орде князю предложили пройти через костер и поклониться обожествляемым стихиям — солнцу и огню. Он отказался — причем многие из бывших здесь русских князей уговаривали его покориться, обещая «взять грех на себя». Но Михаил Всеволодович твердо ответил: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». Тогда татарские палачи схватили его и жестоко избили, а потом отсекли ему голову. Так же поступили и с боярином Федором, проявившим не меньшую стойкость, чем князь. Михаил Черниговский и боярин Федор стали русскими первомучениками в Орде. Впоследствии их пример укреплял многих князей, которым также пришлось претерпеть мученическую кончину от рук татар.

Картина «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя» (1883) работы В. Смирнова. Художник изобразил здесь князя молодым мужчиной, однако, даже по самым скромным (татищевским) подсчетам, ему в 1246 году было около шестидесяти шести лет.