019. Переславский Никитский монастырь, страница 27

019. Переславский Никитский монастырь, страница 27

МОНАСТЫРЬ И МИР

за выход Руси к Балтийскому морю — противостояла ему коалиция Польши, Литвы и Швеции. На смену первым успехам пришли неудачи, война затягивалась, страна на глазах нищала, в боярстве зарождались оппозиционные настроения. Измена в 1564 году князя Курбского, командовавшего западной русской армией, переполнила чашу терпения царя.

В любимом им жанре театрализованного представления Иван Грозный в конце 1564 года со своим двором покинул Москву, долго «скитался», но, как бы вняв мольбам москвичей о возвращении, через два месяца вернулся в столицу, четко обговорив при этом условия своего дальнейшего царствования. Среди них, помимо всего прочего (например, права по своему разумению казнить изменников), главным было выделение так называемой «опричнины» (от слова «опричь», то есть «кроме») со своими землями, финансами, войском (опричниками), непосредственно подчиняющейся государю. Все остальное называлось «земщиной», ею управляла Боярская дума. Вводилась неподсудность опричников земскому суду. Опричники клялись «без страха и сомнения» искоренять «крамолу» на Руси. Точнее, «выгрызать» и «выметать» — отличительными знаками их «формы» были песья голова и метла.

гшн

Николай Васильевич Неврев (1830—1904) был достаточно «громкой» фигурой в московской артистической среде второй половины XIX века. Славу ему принесли жанровые полотна антикрепостниической и антиклерикальной направленности — вроде знаменитого «Торга» (1866). В 1870-е годы художник увлекся исторической темой, создав ряд картин, иллюстрирующих узловые моменты русской истории. «Опричники» — одно из таких произведений.

На картине изображена сцена казни боярина Ивана Петровича Федорова в 1568 году. И. П. Федоров, отличавшийся большой честностью и порядочностью, был одним из ближайших соратников Ивана Грозного в 1540—50-х годах. С появлением опричнины, к которой боярин сразу же отнесся неприязненно, он утратил свое влияние. Летом 1567 года царю доставили письмо польского короля Сигизмунда-Августа, адресованное Федорову и еще нескольким московским боярам, — король выражал в нем сочувствие боярам по поводу того, что им приходится служить тирану, и призывал к измене. Осенью того же года царю донесли о том, что Федоров возглавил боярский заговор против самодержавной власти. Участь боярина, таким образом, была решена. Опричник-иноземец А. Шлихтинг рассказывает в своей книге о том, как Иван Грозный пригласил Федорова к себе во дворец, облек в царские одежды, посадил на трон и, вручив несчастному скипетр и державу (знаки царской власти), воскликнул: «Ты имеешь то, что искал, к чему стремился, чтобы быть великим князем Московии и занять мое место; вот ты нынче великий князь, радуйся теперь и наслаждайся владычеством, которого жаждал... Впрочем, как в моей власти лежит поместить тебя на троне, так в той же самой власти лежит и снять тебя», — после чего заколол ножом боярина. Не успокоившись на этом, Иван Грозный собрал опричников и возглавил карательную экспедицию в федоровские вотчины. Пять недель длилась расправа, число казненных исчислялось сотнями.

Полотно «Опричники» работы Николая Неврева.

После этого открылся настоящий террор против боярства, знаменитые боярские роды лишались имущества, земли, даже права на жизнь и буквально искоренялись на корню. Сопротивление бояр было сломлено, русское самодержавие из номинального стало фактическим. Правда, выиграть Ливонскую войну это не помогло, и, более

того, в числе основных предпосылок русской Смуты начала XVI века часто называют именно «опричную» реформу Ивана Грозного. Официально опричнина была отменена в 1572 году — после того как развращенное вседозволенностью опричное войско не смогло (да и не захотело) отразить нападение крымских татар на Москву.

«Форма» опричников. Она напоминает монашескую одежду, и это не удивительно: Иван Грозный любил копировать монашеский мир; себя в опричной среде он именовал «игуменом», а своих подчиненных — «монашеской братией».