020. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь, страница 14

020. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь, страница 14

тщ оптнникий и гштвинбкнй

«Монахи здесь хорошие, я не достоин таких иноков, спаси их, Господи. Нахожу, что они не отличаются от оптинских — один дух, одно стремление к Богу, а потому Старо-Голутвин монастырь я назвал бы отделением Оптиной», — говаривал старец Варсонофий.

Преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) начинал свое монашеское служение в знаменитой Оптиной Пустыни. Духовная опытность сделала его продолжателем традиции великих оптинских старцев, хотя монашество он принял почти в 50 лет, находясь до этого на военной службе. Всякого обращающегося к нему преподобный Варсонофий умел принять, выслушать, дать совет и наставление.

Но, несмотря на духовные дарования преподобного, нашлись недовольные им. Варсонофий заступился за оклеветанного настоятеля архимандрита Ксенофонта. Святейший Синод не нашел в действиях настоятеля ничего предосудительного, однако для сохранения мира в обители в 1912 году было принято решение перевести старца

Варсонофия настоятелем в Старо-Го-лутвин монастырь с возведением в сан архимандрита. Со слезами, коленопреклоненно прощалась Оптина со своим старцем...

Когда поезд подходил к Коломне, из окон вагона стал виден монастырь. Отец Варсонофий посмотрел на него и сказал: «Отсюда предстану пред Господа».

Большие реформы произвел архимандрит Варсонофий в Голутвином, порядки в котором изрядно пошатнулись. Установил обязательное посещение церковных служб и сам являлся примером. Общей трапезы в монастыре уже не было, многие имели свои кухни. Эконому готовил личный повар. Новый настоятель ввел обязательную общую трапезу, в определенное время. Когда он сам пришел по звону в трапезную, простые монахи удивились,

Икона прп. Варсонофия Оптинского и Голутвинского в Богоявленском соборе.

что он так близок к ним. Пища была несъедобная. Щи из рыбы с запахом. Отец Варсонофий послал за экономом и заставил его есть обед из тех продуктов, которые тот покупал. Эконом отворачивался, а настоятель его обличал. «Как можно, — говорил отец Варсонофий, — давать такую пищу, такую заразу...» Новый настоятель позаботился об одежде и пище монахов, и они, видя отеческое отношение, стали с доверием открывать ему свои души, а он с любовью утешать и назидать. Уже через два месяца монастырь стал неузнаваем. И рабочие Коломенского завода теперь приходили к отцу Варсонофию за духовной помощью. Иногда, по вечерам, как это бывало в Оптиной пустыни, в келье настоятеля собирались люди для духовных бесед. Эти беседы оставляли неизгладимый след в душах монахов и мирян, которые приезжали отовсюду в непривычно большом для Старо-Голутвина количестве.

«Сначала мне было здесь очень трудно, — впоследствии признавался батюшка Варсонофий, — монастырь я нашел в полном упадке, братия восставала, но теперь, слава Богу, все налаживается, и, разумеется, насколько хватит моих сил, я буду исполнять святое дело устройства Голутвина монастыря».

Отец Варсонофий придавал особенное значение тому, что он принял управление обителью, основанной преподобным Сергием Радонежским, в день памяти которого, 5 июля, он родился и которого считал своим небесным покровителем. А то, что здесь находился посох великого святого, отец Варсонофий воспринимал как символическое благословение преподобным Сергием его настоятельства. «Над моим окном много ласточкиных гнезд...