020. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь, страница 11подвижники Греция, Святая гора Афон, монастырь Симонопетр, где некоторое время подвизался прп. Паисий и проходил школу умного делания. ничные дни для них готовилась трапеза, зимою сам настоятель раздавал несчастным одежду. При игуменстве Самуила Богоявленский собор был значительно реконструирован, вызолочен иконостас. В 1809 году, когда золочение иконостаса подходило к концу, в собор, в одно из верхних окон, влетела шаровая молния; огненный шар облетел весь храм и, остановившись у верхнего яруса, стал кропить из себя горящими каплями. Братия монастыря приняла это явление как знамение Божиего благоволения на предпринятое игуменом Самуилом дело украшения собора. Впоследствии на золоченом иконостасе под самыми сводами проявились пятна красноватого оттенка. Но главным делом игумена Самуила был Сергиев храм. Он стал двухэтажным. Помимо существующего Никольского придела, был устроен придел в честь Тихвинской иконы Божией матери. В 1817 году деятельного настоятеля удостоил аудиенции император Александр I. Вскоре по прошению строителя штат монастыря разрешили увеличить. В 1827 году отец Самуил тяжело заболел. В ночь перед смертью отцу Самуилу было видение: в тонком сне он увидел двух ангелов в человеческом образе, рядом же с ними стоял еще один человек, меньше ростом. После этого он собрал братию, возвестил свою скорую смерть и стал с каждым прощаться. Старец поучал братию, как жить после его кончины, давал советы будущему настоятелю и своему ученику Назарию, просил у всех прощения. Со слезами он произнес слова псалма: «Когда приду и явлюся лицу Божию» (Пс. 41, 3). Ранее обычного отец Самуил повелел начать литургию и приказал рыть для себя могилу. После исповеди и причастия игумен погрузился в глубокую задумчивость, склонился на левый бок и заснул. Братия перевела дух, решив, что есть надежда на выздоровление. Однако несколько минут спустя старец дважды глубоко вздохнул и тихо скончался. Игумен Самуил похоронен под алтарем Богоявленского собора. шш Преподобный Паисий (Величковский). Умное делание — древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма и заключающая в себе обширный комплекс представлений о человеке, его сознании и деятельности. Суть его состоит в борьбе против греховных помыслов (мыслей, чувств и желаний). Цель умного делания — очищение сердца от страстей, питаемых помыслами, и соединение с Богом во Христе. Главное средство — молитва. Умное делание приходит на Русь из Византии вместе с христианством. Оно оказывает влияние на многие сферы культуры и социальной жизни. Среди подвижников умного делания Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублев, Нил Сорский. После трудных для русского монашества лет наступает русское возрождение умного делания, прежде всего благодаря деятельности прп. Паи-сия Величковского (1722—1794) и его учеников. Создается и распространяется русское «Добротолюбие» (книга, содержащая руководство для православной жизни), формируются влиятельные очаги умного делания: Оптина Пустынь, Валаам, Саров и др. Одним из таких очагов стал и Старо-Голутвин монастырь. Под влиянием умного делания изменился облик русского монашества, о котором можно судить и по изображению его в русской литературе («Братья Карамазовы» Достоевского). Знаменитейшие русские писатели (Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский, B.C. Соловьев. К.Н. Леонтьев и др.) изучали это духовное движение в русском монашестве и испытывали на себе его влияние.
|