020. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь, страница 24

020. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь, страница 24

прниди н бщь

До сего дня не оскудевают чудеса в Голутвином монастыре. Летописи повествуют о чудесах, сотворенных монастырскими подвижниками, и об исцелениях у святынь. Чудесным было возникновение Голутвина, чудесным образом обитель многократно воскресала из небытия.

I 1УД°> вызвавшее основание обите-II ли, произошло, когда Олег, князь ■ Рязанский, лютый враг Москвы, I вдруг оставил свою прежнюю ненависть и заключил с князем Московским Димитрием вечный мир. Чудотворец Сергий своей молитвой уми

рил вражду князей и благословил место под монастырь.

Братия новой обители просила Сергия указать, где можно вырыть колодец. Преподобный Сергий ударил своим посохом в землю, и тотчас в этом месте забил источник.

Икона «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской», написанная священником Сергеем Симаковым в XX веке.

До нас не дошло известий о чудесах в последующие несколько столетий. Однако летописи говорят, что монастырь был «славен и любим» всем народом. Это свидетельствует в пользу того, что чудеса здесь не прекращались.

Документально чудеса фиксировались со времени игумена Самуила, обладавшего многими духовными дарами. Так, в 1825 году уроженец деревни Рудакове Егорьевского уезда Рязанской губернии восемнадцатилетний крестьянский сын Антон Ферапонтов, парализованный с 10 лет, был привезен в обитель. Каждый день в Великий Пост он приползал в храм молиться. В Страстную субботу Антон после службы оказался в толпе богомольцев, ждущих благословения игумена. Отец Самуил, увидев юношу, отстранил народ и подошел к больному. Получив благословение, Антон на четвереньках пополз к храмовой иконе преподобного Сер-

24

mm

Спасителя на крест.

Христос творил чудеса. И никогда — для того чтобы «доказать» Свою Божественность или заставить людей поверить в Себя. Но всегда потому, что любил, жалел, сострадал, страдания и нужды людей воспринимал Своими нуждами, Своим страданием. Между тем все, что мы знаем о любви, весь наш опыт ее, сколь бы он ни был ограничен, — указывает на ее потрясающую, действительно чудесную силу и возможности. В любви становится возможным то, что по-человечески кажется невозможным. В любви человек преодолевает свою естественную ограниченность и открывает еще один — высший — закон природы, который обычно остается скрытым от него. В любви узнает он, таким образом, ключ ко всем законам природы, последнюю их подчиненность человеку, его духу, его царственному достоинству. Чудеса без любви — обман и самообман, и их действительно нужно и можно отвергнуть. Но любовь есть чудо, и это чудо открывает нам чудесные возможности, не увидеть, не признать которые — значит ничего не увидеть и не понять на земле.

Протопресвитер Александр Шмеман.

О чуде (из воскресных бесед на радио «Свобода» в 1969—1974 гг.)