020. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь, страница 26

020. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь, страница 26

пришоешё к неву

Величайшей святыней монастыря был вклад преподобного Сергия: аналойный крест, ризы из простой материи, подаренные им юной обители, и его игуменский жезл, оставленный в благословение ее первому игумену Григорию.

[""■ 1778 году обитель посе-г"тил крупный историк Р1и археограф XVIII сто-Ё-Ллетия Герард Фридрих Миллер. Он осматривал посох Сергия Радонежского — «из простого дерева, с деревянною же прямою клюкою, и притом весь черной». Посох, с которым, согласно преданию, Сергий встречал Димитрия Донского после Куликовской битвы, стоял в Сергиевском храме при древнем образе Радонежского игумена, написанном, вероятно, при открытии его мощей в 1422 году. Почитаемой святыней была соборная икона Богоявления в серебряном окладе — дар благоверного князя Димитрия Донского, а также чудотворная храмовая икона преподобного Сергия, в человеческий рост, — подарок святителя Филарета Московского. Очень почитался в обители чудотворный Голутвинский образ Пресвятой Богородицы, с которым совершался ежегодный крестный ход из Старо-Голутвина в коломенский Успенский монастырь.

Эти святыни исчезли после закрытия монастыря в 1929 году, и об их местона

Вверху: Икона преподобного Сергия и Богоявленского собора.

Внизу слева: «Камушки преподобного»: ступенька древнего храма.

Внизу справа: «Камушки преподобного»: алтарь древнего храма.

хождении ничего не известно. Та же участь постигла ценнейшую монастырскую библиотеку. Но есть надежда, что святыни целы, поскольку сведений об уничтожении их большевиками нет. Последние интересовались только драгметаллами и камнями, на «разрисованные доски» почти не обращали внимания, и часто иконы могли брать себе все желающие. Сегодня в обитель вернулось уже несколько десятков икон, которые верующие забрали из монастыря после его закрытия. Возможно, кто-то сохраняет и вклад преподобного Сергия. Однако не исключено, что святыни находятся на территории монастыря. Судьба обители была предрешена, иноки знали об этом и могли спрятать реликвии в подземных ходах и многоуровневых подземельях храмов, исследование которых сегодня пока затруднено.

Печальная участь постигла чудесно явившийся на Москве-реке колокол. Большевики разбили его, сбросив с колокольни. Уцелел только язык колокола, хранящийся сейчас в Бобреневом монастыре.

26