020. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь, страница 4

020. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь, страница 4

ХРОНОЛОГИЯ

1385—1386 Основание благоверным

Димитрием Донским и преподобным Сергием Радонежским монастыря Богоявления «в Коломне, на месте, называемом Голутвино», у впадения Москвы-реки в Оку. Закладка Богоявленского собора.

1400-6 Закладка храма во имя преподобного Сергия Радонежского.

1480 Монастырь посещает великий князь

Иван III, идущий навстречу хану Ахмату, к знаменитому «Стоянию на Угре».

1 520~6 У стен обители неоднократно разворачиваются войска для отпора татарам.

1 552 Монастырь посещает Иван Грозный, идущий на взятие Казани.

1613 Игумен Голутвинский Авраамий участвует в избрании царя Михаила Романова на Земском соборе.

1707 По указу Петра I в монастыре учреждается архимандрия.

1764 В результате церковной реформы Голутвин монастырь лишается всех своих богатых наделов.

1799 Братия обедневшего Голутвина монастыря переводится в Коломенское архиерейское подворье. Образуется Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь.

1800 Московский митрополит Платон решает возродить монастырь и назначает его игуменом монаха Самуила.

1833 Освящение святителем Филаретом,

митрополитом Московским, реконструированного храма преподобного Сергия.

1848 Монастырский старец-затворник Иоан-никий для спасения Коломны от холеры предлагает провести крестный ход с иконой Божией Матери Голутвинской. Эпидемия прекратилась.

1861 Согласно указу императора Александра II, Богоявленский монастырь получил именование Старо-Голутвина.

1912 Из Оптиной пустыни в монастырь

прибывает старец архимандрит Варсо-нофий. Пришедшая в упадок обитель вновь оживает. 1929 Закрытие монастыря.

1994 Первое богослужение в возрождаемом монастыре. Обитель передана Русской Церкви.

собрали, приставили к делу, и мало-помалу разбой прекратился.

Настоятелем обители князь просил преподобного Сергия поставить одного из своих учеников. Сергий выбрал монаха добродетельной жизни Григория и вручил ему свой игуменский жезл, с которым он встречал князя Димитрия после Куликовской битвы, а в ризницу монастыря пожертвовал священнические облачения и аналойный крест. Димитрий Донской даровал обители икону Богоявления в серебряном окладе из своей моленной комнаты. Преподобный Сергий лично заложил первый монастырский собор в честь Богоявления. С именем Сергия связано и происхождение монастырского источника: на просьбу братии указать им место, где вырыть колодец, преподобный ударил своим посохом в землю, и тотчас в том месте забил источник.

В 1440-х годах о Голутвином монастыре уже говорили: «Монастырь честен (т. е. почитаем) зело от всех и великому князю возлюблен и доныне исполнен блага». Обитель имела крупные земельные владения и подворье в Москве — в Голутвиной слободе, в Замоскворечье, где сейчас Голутвинские переулки.

Вместе с другими обителями, расположенными по Оке, Голутвин монастырь составлял оборонительную линию против татар, именуемую в народе «Поясом Богородицы». Часто ве-

Богоявление, Крещение Господне. Византийская фреска XII века. «... И вот, голос с небес говорящий: Это — Мой возлюбленный Сын, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).

ликие князья Московские, направляясь в походы против татар, посещали монастырь.

Подвижническая жизнь братии и слава основателей монастыря привлекали множество благотворителей, среди которых были цари и великие князья, церковные иерархи, боярство и купечество, простой люд. В писцовой книге 1577—1578 годов описание имущества монастыря занимает двадцать страниц. Ни одна другая обитель Коломны не имела такой сокровищницы. В Богоявленском соборе Голутвина монастыря упомянута храмовая икона «с сенью Димитрия Донского» и подсвечником Иоанна Грозного. Особой сокровищницей монастыря была большая по тем временам библиотека, в ней хранились 137 книг.

К XVII веку авторитет монастыря вырос настолько, что его игумен принимал участие в созванном в 1613 году, после Смуты, Земском соборе, избравшем первого государя из династии Романовых — Михаила Федоровича. От Коломны на собор ездили епископ Иосиф, Иван Змеев от дворян, а представителем посадских и уездных людей был «Богоявления Господня Голутвина монастыря игумен Авраамий».