020. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь, страница 5

020. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь, страница 5

ИСТОРИЯ

В 1697 году за критику реформ Петра I в Голутвин монастырь был сослан настоятель Андреевского монастыря Авраамий. Прибытие Авраа-мия пошло на пользу обители. На свои средства ссыльный игумен перестроил обветшавший Богоявленский собор.

В феврале 1764 года, согласно Манифесту императрицы Екатерины II, произошла секуляризация церковных земель. Голутвин монастырь лишился всех своих богатых наделов и почти обнищал. При этом обитель оказалась не в самой худшей доле — тогда из 1072-х русских монастырей было оставлено только 452, а остальные — ликвидированы.

Будучи в 1775 году в Коломне, Екатерина II посетила и Голутвин монастырь. Настоятель архимандрит Арсений оказал радушный прием высокой гостье. Оставшись довольной, она подарила монастырю участок земли за его южной стеной, где впоследствии

Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин).

устроили фруктовый сад. Императрице пришлись по душе трудолюбивые жители Коломны, но совершенно не понравился старый город. Екатерина отправила в Коломну придворного

архитектора Матвея Федоровича Казакова, который построил в городе несколько административных зданий, а для Голутвинского монастыря шесть башен и ограду.

В 1799 году обедневшая Коломенская епархия была упразднена и подчинена Москве. Опустевшее архиерейское подворье в кремле власти намеревались использовать под свои нужды. Чтобы не допустить этого, митрополит Московский Платон (Левшин) переселил сюда братию обнищавшего Голутвина монастыря. Так возник Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. В противоположность Ново-Голутвину Богоявленский монастырь стал именоваться Голутвиным — Старым, но монашеская жизнь здесь прекратилась. В 1803 году обитель посетил Николай Михайлович Карамзин. Он записал: «В Голутвине три церкви и кельи все каменные, сказывают, что он построен Сергием чудотворцем,

шит т

вовавшие распространению отшельники осуждали себя

С половины XIV века на Руси делается заметным сильное стремление к монастырской жизни... Отшельники убегают от людей в дикие места; к ним присоединяются другие; основывается обитель; народ стремится туда на поклонение, возникает около обители поселение; в свою очередь из этой обители выходят отшельники, удаляются в новые дикие места, основываются там другие обители и также привлекают к себе население и т.д. Этим путем весь дикий, неприступный север... усеивается монастырями, и к ним, как к средоточиям жизни, приливают колонии смелых и трудолюбивых жителей, готовых на тяжелую борьбу с негостеприимной природой. Независимо от общего аскетического духа, всегда господствовавшего в религиозных воззрениях православной Руси, в XIV столетии были причины, особенно способст-

Богоявленский собор.

и процветанию монашества. В это время ханы выразили свою милость к Русской Церкви; Узбек и Чанибек оградили своими грамотами не только духовенство, но вообще всех людей, принадлежащих к церковному ведомству. В то время как суровые

на произвольную нищету, к основанным ими обителям стремились люди, желавшие сохранить свое скромное достояние или безопасно пользоваться плодами тяжелого труда своего.

Была еще и другая причина. .. То была страшная зараза,

опустошавшая несколько раз русские земли в XIV веке... Теперь, когда никто не мог быть уверенным, что на другой день не подвергнется внезапной смерти, многие и в молодых летах поступали так, как отцы их поступали, чувствуя смертельную болезнь: постригались в монахи и отдавали в монастыри свои имущества. Усилившееся в XIV веке стремление к основанию монастырей сделалось обычаем на долгое время; русская жизнь усвоила себе этот способ колонизации сплошь до XVII века. Монастыри оказывали великое нравственное влияние на народную жизнь; многие из их основателей приобрели по смерти повсеместное уважение; толпы народа стекались у их мощей, и это в известной степени способствовало сплочению нравственных сил народа...

Николай Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. — Гл. 10. — Преподобный Сергий

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Самые старые православные монастыри

Близкие к этой страницы