021. Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь, страница 24

021. Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь, страница 24

святыни

штшт

Недавно в Лужецкий монастырь вернулась одна из древних его святынь — напрестольное Евангелие, вложенное в обитель в XVII веке Патриархом Иоакимом. Оно было весьма богато украшено («У сего Евангелия передняя доска серебряная золоченая, хорошей чеканной работы, до 4 фунтов весом, а корешок и задняя доска тоже чеканные, золоченые, но медные; оно в большой лист, печатано в 1681 году», — указывает архимандрит Дионисий (Виноградов)). После революции золоченые доски с Евангелия ободрали, а само оно — никем не идентифицированное как дар Патриарха и ценный памятник старины — много лет находилось в Ильинской церкви Можайска. Когда Лужецкий монастырь начали возрождать, Евангелие это передали в обитель. И только в 2000 году в нем обнаружили вкладную запись: «Сию книгу великий Кир Иоаким Патриарх Московский и всея России и северных стран даде во обитель Пресвя-тыя Богородицы в храм честнаго Ея Рождества в Лужецкой монастырь иже есть во граде Можайске в вечное поминание по родителех своих от мироздания 7104 лета месяца марта и из тоя обители книга сия да не похитится ни кимже во веки. Аминь аминь. Буди сие буди».

Икона «Можайские святые» из местного ряда иконостаса (в центре).

Перед началом работ возле фундамента разрушенного храма был отслужен молебен. Первые три ряда кирпичей над могилой преподобного, скрепленные цементным раствором, относились к советскому периоду. Затем следовало более десяти рядов старой кирпичной кладки. В какой-то момент уже начали появляться сомнения — действительно ли раскопки ведутся в нужном месте. Раскоп несколько расширили, и очень скоро несколько левее предполагаемого места захоронения святого увидели контуры долбленой деревянной колоды — в таких гробах хоронили покойников на Руси в XV—XVI веках.

Цитируем сделанное особой комиссией заключение об обретении мощей: «На основании исторических источников и монастырской традиции, указывающих на размещение могилы преподобного справа у солеи в храме преподобного Ферапонта, а также археологической информации, обретенные останки следует несомненно признать святыми мощами основателя Лужецкой обители — преподобного Ферапонта Можайского».

В первое время по обретении мощи преподобного Ферапонта находились в надвратной Преображенской церкви — единственном действующем храме. Сейчас они покоятся в резной дубовой раке, установленной в Богородице-Рождественском соборе монастыря.

Вообще, все наиболее значительные монастырские святыни (а это, помимо мощей основателя обители, по

большей части, иконы) следует искать именно здесь, в соборном храме. Особенный интерес у паломников и прихожан вызывают иконы, расположенные в местном ряду иконостаса. Например,

Храмовая икона Богородице-Рождественского собора.

весьма интересен храмовый образ «Рождество Пресвятой Богородицы». Он имеет одну уникальную особенность — клейма со списками самых чтимых икон Божией Матери. Это и «Неопалимая Купина», и «Неупиваемая Чаша», и «Знамение», и многие другие иконы Пресвятой Богородицы, исстари почитаемые в России. А находящаяся правее житийная икона преподобного Ферапонта уникальна тем, что одно из ее клейм посвящено событию «новейшей истории» — обретению мощей святого в 1999 году.

К 190-летию Бородинского сражения в местном ряду иконостаса появилась необычная икона «Можайские святые». Такой иконы раньше не существовало, да и сейчас ее вряд ли можно увидеть где-то, кроме как в Можайском Лужецком монстыре. В центре на ней изображен покровитель можайской земли святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских. По обе стороны от него — святитель Макарий, митрополит Московский; священномученик Димитрий (Добросердов), архиепископ Можайский, расстрелянный в 1937 году на Бутовском полигоне; священномученик протоиерей Константин (Некрасов), также убиенный в Бутове — несколькими месяцами позже владыки