021. Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь, страница 21

021. Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь, страница 21

ЧУДЕСА

штшт

Никола Можайский

Можайский образ святителя Николая с клеймами жития.

ной — молиться о ее исцелении). В 1648 году царь Алексей Михайлович «праздновал Николе Чудотворцу в Можайску». Святейшие Патриархи Филарет, Никон, Иоа-ким, Адриан посещали Можайск, чтобы поклониться чудотворному образу святителя. А жители Можайска по молитве перед этим образом часто получали исцеления.

В 1613 году «Николу Можайского» пленили поляки и увезли в Польшу. И — чудо: по всей Руси именно в это

время распространились деревянные и писанные реплики этого образа, как нельзя более соответствовавшего духу грозного времени. А в 1619 году возвратился из польского плена и древнейший можайский образ свт. Николая.

После революции «Николу Можайского» вывезли в Москву. Сначала образ поступил на реставрацию, затем — в запасники Государственной Третьяковской галереи, где он находится и по сей день.

В Можайске и его окрестностях весьма чтут Можайский образ святителя Николая. С появлением его связано следующее чудесное предание. Рассказывают, что в XIV веке, во время очередного набега татар, жители Можайска обратили свои молитвы к святителю. В ответ на небе было явлено грозное видение — святитель Николай предстал над городом с мечом в одной руке и городом Можайском — в другой. Устрашенные враги бежали от городских стен, а благодарные горожане изваяли из дерева образ, изображавший святителя таким, каким они увидели его.

Резной образ «Николы Можайского> из церкви Ризоположения Московского Кремля.

Существует, впрочем, версия, что этот образ Николы Можайского явился следствием смешения образов собственно святителя Николая и Архистратига Михаила. Версию эту высказывает, в частности, Борис Андреевич Успенский в своем труде «Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликий-ского)». Он пишет: «Слияние с образом св. Михаила могло бы в какой-то степени объяснять и восприятие Николы как национального святого, покровителя русского народа, которое находит соответствие в образе архангела Михаила — вождя Израиля... Любопытно в этой связи, что такие характерные атрибуты известной резной иконы Николы Можайского, как меч в одной руке и модель города в другой, находят соответствие в изображениях архангела Михаила».

Как бы там ни было, к XVI столетию деревянный образ Николы Можайского, почитавшийся чудотворным, был уже общерусской святыней. В Можайск, «к святителю», то и дело ездили на богомолье русские цари, митрополиты и Патриархи. Так, в 1547 и в 1559 годах здесь побывал Иоанн Грозный (в последний раз он приезжал с царицей Анастасией Романов

Издавна почитался чудотворным и источник при ручейке Исавица, называемый «колодцем преподобного Ферапонта». Тот же архимандрит Дионисий пишет, что «об этом колодезе известно, что некоторые болящие получали и получают ныне исцеления и усердствуют о сохранении его в благообразном виде». В монастырской летописи за 1886 год говорится о благоустройстве

этого колодца: «Об означенном колодезе получено сведение, что окрестные жители водой его лечат детей больных, которые и получают исцеление по молитвам преподобного; вследствие сего у того колодезя устроен в сем году кирпичный бассейн вместо деревянного, круглый. Верхний его край обложен белым камнем, а над ним установлена железная решетка в виде главы. При

стоке воды снаружи колодезя — другой, малый бассейн, из которого бы можно было брать воду...»

В наши дни колодец прп. Ферапонта восстановлен, при нем обустроена купальня, и редкий паломник, посещая Лужецкий монастырь, не побывает у колодца преподобного — если не для того чтобы окунуться в него, то хотя бы для того чтобы набрать воды.