022. Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь, страница 22

022. Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь, страница 22

и mi щщш и тшж

С недавних пор преподобный Макарий не только духовно пребывает в основанной им Желтоводской обители, но и находится здесь зримо — своими мощами. Значение этого обстоятельства для монастыря переоценить невозможно.

CQ

22

Ковчег с главой преподобного Макария (находится в Макарьевской церкви).

Несколько лет назад в Макарьево-Желтоводской обители появилась святыня, об обретении которой ни инокини монастыря, ни архиепископ Нижегородский не помышляли и не мечтали, — честная глава преподобного Макария. Сейчас она хранится в особом ковчеге, в Макарьевской церкви, и любой паломник может благоговейно поклониться мощам основателя обители, известного своей отзывчивостью к человеческим нуждам и скорбям.

История обретения мощей прп. Макария — долгая и запутанная. Началась она 12 октября 1671 года, в этот день рядом с местом погребения преподобного решено было похоронить останки одного из его учеников, найденные при строительстве каменной Макарьевской церкви. Когда начали рыть землю — примерно в одной сажени от гробницы святого, — земля осыпалась и обнажила каменную плиту. Под ней-то и находились мощи прп. Макария. Тело святого старца оказалось почти в совершенной целости, сохранились даже волосы. Не истлело и облачение, хотя гробовые доски (кроме нижней) сгнили.

Обретение мощей основателя монастыря несказанно обрадовало ун-женскую братию. Беда лишь в том, что игумён Никита, по простоте своей, не счел нужным сообщить об этом знаменательном событии священноначалию. Этим он дал своим недоброжелателям удобный повод к действию.

«Самочинное» почитание открытых мощей продолжалось около четырех лет, по истечении которых некий инок

Иосиф (в источниках говорится, что был он родом из Свияжска), оскорбившись наказанием, наложенным на него игуменом, тайно ушел из монастыря в Москву. С собой он имел донос на Никиту. В доносе говорилось, что игу-

мен-де «без повеления царского и без благословения патриаршего вынул из земли мощи одного из иноков, хранит их вверху земли и называет их мощами преподобного Макария. Этого мало: взял даже часть от этих мощей и полагает ее во время освящения воды. А когда бывает со святыней в Москве, то дает эту воду царю и Патриарху». Естественно, подобный поступок изрядно разгневал Патриарха Иоакима.

Он доложил о «нестроении», имеющем место в Унженском монастыре, царю. Дело о мощах прп. Макария решалось теперь на высшем уровне. Царь приказал лишить унженского настоятеля Никиту игуменского сана и отдать в Желтоводский монастырь «под начал в послушники». Кроме того, он отправил в обитель особую «следственную комиссию», состоявшую из архиепископа Тобольского Симеона, жившего на покое в Желтоводском монастыре, и желтоводского настоятеля архимандрита Тихона. С ними вместе в Унжу «командировали» игумена Варлаама, насельника все той же Желтоводской обители. Предполагалось, что указанные лица произведут беспристрастное дознание об обретенных мощах. Но ждать беспристрастности от желтоводских пастырей в данном случае не приходилось. Что греха таить: желтоводские монахи относились к унженским весьма ревниво. То обстоятельство, что мощи преподобного Макария находятся в Унженском монастыре, не давало им покоя.

Итак, в конце февраля 1675 года архиепископ Симеон со своими спутниками прибыл в Унженскую обитель. Настроены были все три «следователя», как видно, предвзято. Осматривая мощи прп. Макария, архиепископ не захотел даже дотронуться до них руками. Облачение и пелены, которыми были обернуты останки преподобного, он приподнимал посохом. И сделал вывод: тело принадлежит вовсе не святому, а... просто кому-то из иноков. Рассказам унженских монахов о чу