024. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, страница 10

024. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, страница 10

мгжл

«Я и сам доныне ее стопы лобызаю, — говорил батюшка Серафим сестрам о матери Александре. — Теперь пока ничего у нас нет, а как Бог благословит, в мощах она у вас будет, тогда все у вас явится; как источник потечет со всех сторон! Народ будет смотреть и удивляться, откуда что возьмется!»

тгшгш

середине XVIII века в богатом поместье в центральной России проживала дворянка Агафья Семеновна Мельгунова с любимым мужем и дочкой. Казалось, впереди долгая счастливая жизнь... Но лишь три года провела Агафья Семеновна с мужем — он умер, оставив ее с младенцем-дочерью. Осознав призрачность земного счастья, она обратилась к Богу и около 1760 года прибыла с дочкой в киевский Флоровский женский монастырь, где приняла монашество с именем Александра.

Первоначальница Дивеевской обители матушка Александра. Портрет начала XX века.

В Киеве прожила мать Александра недолго. Ей явилась Богоматерь и велела отправиться на север России, чтобы основать монашескую обитель. В селе Дивееве Нижегородской губернии Матерь Божия вновь явилась ей и сказала, что обитель будет здесь.

Агафья Семеновна осталась в Дивееве. После смерти дочери она продала

Тропарь преподобной Александре Дивеевской, глас 5

Образ Христбва смирения являю-щи, великая и святая жёно преподобная мати наша Александре — слез источник непрестанный содёлалася есй, молитву к Богу чистейшую, любовь ко всем нели-цемёрную и изобилие благодати Божия стяжала есй благословёние Царицы Небёсныя об основании Четвёртаго Ея Жрёбия во Вселён-ней исполнивши, восхваляяем Тя с преподобным Серафимом, емуже и попечёние об Обители сей запо-вёдала есй и лобызающе стопы твоя, смирённо молим тя: помяни нас у Престола Ббжия.

свое имение, а капитал пожертвовала в монастыри и церкви и на помощь нуждающимся.

Почти двадцать лет мать Александра подвизалась в келье на дворе приходского дивеевского священника Дер-тева. Она выполняла самые трудные и черные работы для семьи престарелого священника, ходила в крестьянское поле и там сжинала и связывала в снопы хлеб одиноких крестьян, а в страдную пору топила в крестьянских избах печи, месила хлебы, изготовляла обед, обмывала детей, стирала их грязное белье. Все это она делала тайно. Бедным невестам мать Александра вышивала головные уборы (сороки) и красивые полотенца. Образец ее вышивания хранился в монастыре как святыня. В семейных делах, спорах и ссорах к ней обращались как к праведному судии и беспрекословно подчинялись ее приговорам и решениям.

В праздники и воскресные дни мать Александра по окончании литургии всегда останавливалась на церковной