024. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, страница 5

024. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, страница 5

ИСТОРИЯ

штшт

Земные уделы Богоматери

Богоматерь заповедует прп. Серафиму устроить Мельничную общину.

Фреска в Казанском храме.

щина, и мать Александра решила строить кельи. В 1788 году дивеевская помещица Жданова пожертвовала общине землю рядом с Казанской церковью, и на ней мать Александра поставила три кельи с оградой. Новую общину опекал Саровский монастырь. Его игумен Пахомий руководил духовной жизнью сестер и обеспечивал их необходимым для жизни, в свою очередь сестры выполняли посильные работы для саров-ской братии.

В июне 1789 года приблизившуюся к смерти мать Александру соборовали игумен Пахомий и казначей отец Исайя. С ними тогда был тридцатилетний иеродиакон Серафим — будущий преподобный Серафим Саровский. Мать Александра просила отца Пахомия не оставлять общину, собранную по воле Богоматери. Но игумен, ссылаясь на старость и указав на иеродиакона Серафима, сказал: «Духовность его тебе известна, и он молод, ему и поручи это великое дело». Матушка просила отца Серафима не отказываться от святого послушания Царице Небесной. «Она же и поможет тебе в свое время сделать все необходимое», — сказала умирающая. 13 июня подвижница скончалась.

В общине оставались только три послушницы, а через семь лет собралось уже 52 сестры. В числе их была вдова из Тулы Ксения Михайловна Кочеулова, вскоре ставшая начальницей общины. Отец Серафим уважал мать Ксению, называл ее «огненным столпом до неба», но не одобрял ее чрезмерную уставную строгость. Он просил ее смягчить устав, из-за которого сестры уходили из общины, но та решительно отказала, ссылаясь на правила, заведенные при отце Пахомии. Тогда отец Серафим отстранился от дел общины, однако продолжал посылать сестер в Дивеево, говоря: «Гряди, чадо, в общинку, здесь поблизости, матушки-то полковницы Агафьи Семеновны Мельгуновой, к великой рабе Божией и столпу, матушке Ксении Михайловне, она всему тебя научит!»

25 ноября 1825 года батюшка Серафим пробирался через лес к своей дальней пустыньке. И вдруг на берегу

В 44 году, когда Ирод Агриппа начал преследовать христиан, святые апостолы вместе с Богоматерью решили оставить Иерусалим и жребием определить, кому и куда идти для проповеди Евангелия. Богородице выпала в удел (первый из Ее земных уделов) земля Ивер-ская — Грузия, и Она стала готовиться в путь. Но Ангел остановил Ее, сказав, что Иверия просветится позже, а Ей Господь укажет другую страну.

Желая навестить Лазаря, воскрешенного Господом, Матерь Божия отплыла на Кипр, где Лазарь был епископом. Во время плавания сильная буря отнесла корабль в Эгейское море и прибила к берегам Афонской горы, полной идольских капищ. Матерь Божия поняла, что возвещенная ангелом воля Сына Ее состоит в просвещении местных язычников. Святая Гора Афон — второй удел Богоматери на земле.

Третий земной удел Богоматери — Киево-Печерская Лавра, которой Пречистая Дева была основательницей. История основания обители такова. В XI веке на Афоне подвизался русский монах Антоний. Матерь Божия повелела ему идти в Россию и он, дойдя до Киева, поселился в пещере на высоком берегу Днепра. Вскоре собралась к нему братия. В это время, в Константинополе, к четырем мастерам-каменщикам, занимавшимся постройкой церк-

I Ж Jralfc V« W!

Икона «Игумения Святой Горы Афон с Собором русских афонских святых».

Икона «Игумения Святой Горы Афон с Собором русских афонских святых».

вей, пришли посланцы и сказали, что Царица зовет их во Влахернский храм. Царица объявила, что хочет построить для Себя церковь на Руси, в Киеве. Она дала мастерам святые мощи, чтобы они положили их в основание церкви, сказала, что церковь должна быть — «в Мое Имя, Богородицы», и подала небольшой образ Успения Божией Матери, ставший главной святыней великой лаврской церкви.

Четвертый земной удел Пресвятой Богородицы — Серафимо-Дивеевский женский монастырь.