024. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, страница 6ИСТОРИЯ реки Саровки увидел Божию Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова. «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафьи — монахини Александры? — сказала Богоматерь. — Ксению с сестрами ее оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить ее: ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве: и на нем устрой обетованную Мною обитель Мою». Богоматерь велела взять из Казанской общинки восемь сестер, которых назвала по именам, и с ними начать Ее обитель. Место Богоматерь указала на востоке Дивеева, напротив алтаря Казанской церкви, приказав обнести это место канавой и валом, для обители срубить из саровского леса ветряную мельницу и кельи, а затем построить церковь в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного. Устав для обители Матерь Божия дала батюшке новый и нигде до того времени не существовавший. Непременным было правило о приеме в обитель одних лишь девиц, о которых Сама Она изъявит Свое благоволение. Спустя год, 9 декабря 1826 года, в праздник Зачатия праведной Анны, состоялась закладка мельницы на месте, указанном Богородицей. «В зачатие праведной Анны и я хочу зачать обитель!» — торжественно объявил в тот день батюшка Серафим. Новая общинка стала называться Мельничной. Поначалу в ней подвизалось восемь сестер, вскоре отец Серафим ввел еще пять девушек. Слева вверху: «Прп. Марфа носит камешки на строительство Рождественских церквей». Фреска в Казанской церкви. Справа вверху: Казанская церковь. Внизу: План Дивеевской обители, составленный прп. Серафимом. Первая половина XIX в. 7 июля 1827 года мельница замолола. В мельнице все сестры и жили, только в октябре они построили себе отдельную келью. Молитвенный устав отец Серафим дал сестрам нетрудный, чтобы от излишней строгости молодые девушки не унывали. «Нет хуже греха, чем уныние!» — говорил преподобный. В 1829 году вокруг мельницы сестры начали рыть канавку в три аршина глубиной, как указала Пресвятая Богородица. Одновременно шла постройка храма во имя Рождества Христова и Богородицы, на паперти Казанской церкви. Строительством церкви заведовал преданный ученик и друг отца Серафима Михаил Васильевич Манту-ров, которого батюшка исцелил от тяжелой болезни. В благодарность Богу и по благословению отца Серафима Ман-туров продал свое имение, все средства употребив на устроение Дивеевской обители, сам же при этом жил в нищете. Отец Серафим никуда не выходил из монастыря или лесных пустынек, поэтому все, касающееся управления девичьей общинкой, он поручал своему Мишеньке. О первых временах Дивеевской обители позже рассказывали сестры. «Я пришла по благословению батюшки Серафима в Дивеев на мельницу, — вспоминала монахиня Дорофея. — Ничего еще не имея, жили мы все в одной келейке; потом постепенно выстроил нам батюшка еще келью, под названием больничной; после еще две кельи, а сестры-то все поступали да прибывали, и приказал нам батюшка, кроме этих четырех, еще выстроить большую келью, сказав: „В ней госпожа будет жить!" Мы все так и думали, что в нее приедет к нам жить какая-либо высокородная госпожа-барыня, но все нет да нет никого. Так, наконец, и скончался наш батюшка, а по кончине его принесли к нам по завету батюшки и прямо в эту келью и поставили чудотворную икону его — „Умиления" Божией Матери, „Всех радостей радость", как он ее всегда называл, пред которой на коленочках во время молитвы и отошел, словно будто и не умер. Стал этот корпус наш трапезою, и тут только поняли мы все, о какой Высокой Госпоже предрекал наш батюшка! И все служили мы Ей, потому что пред Нею всегда, не переставая, читались акафисты! Так-то вот, все, все знал батюшка, (lilMHHMII.' |