028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 3

028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 3

«КУЗНИЦА» ЛРШШЛШЙ

В конце XV и на протяжении всего XVI веков Иосифо-Волоцкий монастырь оказывал немалое влияние на общее течение русской жизни, во многом определяя строительство государства и Церкви.

Вид Иосифо-Волоцкого монастыря в солнечный зимний день.

Преподобный Иосиф Волоцкий по самому своему характеру был великим устроителем. (Заметим в скобках, что идея благоустрое-ния является основополагающей во всей идеологии иосифлянства.) Впрочем, его первый организационный опыт оказался неудачным. Будучи поставлен в 1477 году, по завещанию своего учителя преподобного Пафну-тия Боровского, игуменом Боровского монастыря, он так и не смог сломить сопротивления монастырской братии, не пожелавшей жить по общежительному уставу, который сам настоятель считал единственно подходящим для русских обителей. Все кончилось побегом игумена, его паломничеством по северным монастырям, возвращением и новым побегом.

Необходимость начать «с чистого листа» была очевидна, и в 1479 году мы

находим преподобного Иосифа в Во-лоцком уделе, откуда он был родом и где он нашел понимание местного князя, Бориса Васильевича Волоцкого, родного брата великого князя Московского Ивана III. С Иваном III, являвшимся покровителем Боровского монастыря, отношения у преподобного Иосифа не сложились — во многом из-за того, что великий князь выказывал явные секу-ляризационные (то есть направленные на конфискацию или ограничение монастырских владений) намерения, с которыми был резко не согласен преподобный. Волоцкий князь, напротив, принял святого ласково, предложил ему выбрать место для новой обители и даже лично принимал участие в строительстве первого монастырского храма

в честь Успения Пресвятой Богородицы. Забегая несколько вперед, отметим, что спустя четверть века ситуация зеркально переменилась — Иван III после Собора 1503 года отказался от секуляризационных планов, заодно согласившись на расправу над ерети-ками-жидовствующими, на которой настаивал преподобный Иосиф, а вот сын Бориса Васильевича Волоцкого, князь Федор Борисович, напротив, принялся захватывать монастырское имущество, совершенно рассорившись с преподобным Иосифом. Ответ игумена был резким — в 1507 году он заявил о переходе под власть великого князя Василия III, вступившего по смерти родителя на престол. В историческом смысле шаг этот оказался совершенно