028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 5

028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 5

ИСТОРИЯ

Пушки, оставшиеся в обители «на память» о польском нашествии во времена русской Смуты.

Крутицким Саввой Черным, есть характерный эпизод: увидев однажды ночью крестьянина, крадущего зерно из монастырского амбара, преподобный лишь помахал рукой, «веля ему без всякаго страха быти: и в чем ти, рече, недостаток, повежь ми, аз ти исполню...»

Стараниями Волоцкого игумена рос и авторитет обители, она превращалась в духовный центр тогдашней Руси. Преподобный Иосиф был великим книжником, талантливейшим писателем-полемистом, крупным идеологом. Своими сочинениями и выступлениями он, по большому счету, «проектировал» будущее русской Церкви и русского государства. В стенах обители им был создан «Просветитель», первый свод русского православного богословия. Не удивительно, что в XVI веке Иосифо-Волоцкий монастырь стал настоящей «кузницей» архипастырей: из него вышло семнадцать архиереев (в том числе и митрополит Московский Даниил), в своей деятельности, разумеется, ориентировавшихся на заветы своего учителя.

Благодаря богатейшим вкладам, обитель к концу XVI века превратилась в богатейшего землевладельца. Братии в ней тогда насчитывалось более ста человек. Вообще, XVI век можно считать «звездным» веком Иосифо-Волоцкого монастыря; далее он пожинал плоды своего мощного «разбега», относящегося к первым десятилетиям его существования. Впрочем, и позже монастырь не оставался в стороне от важнейших событий русской истории: так, например, во времена русской Смуты в нем содержали под стражей свергнутого с престола и насильно постриженного в монашество царя Василия Шуйского. В 1610 году в монастыре хозяйничал отряд сподвижника Лжедмитрия II польского полковника Рожинско-го. Впрочем, недолго — вскоре поляков выбили русские, поддержанные шведами.

В 1652 году в обители ввели архи-мандрию — это было косвенным подтверждением ее большого значения в жизни Церкви. При ней функционировали духовные и светские учебные

заведения, к ней был приписан ряд других монастырей. О богатстве Иосифо-Волоцкого монастыря дают представление «Описи ризницы, церковному имуществу, равно и всему монастырскому, с описанием бывших зданий,

грамот и крепостных бумаг», примерно датируемые 1760 годом. Перечень монастырских владений («крепостей») в различных уездах (десяти!) занимает в этом любопытном документе 34 листа, заполненные с двух сторон!

штш

Всехсвятский скит

В 1856 году неподалеку от Иосифо-Волоцкого монастыря приступили к устроению скита. Начали со строительства Всехсвятской церкви. В вышедшей в свет в 1903 году книжке архимандрита Геронтия (Кургановского) «Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние» читаем: «В одной версте от монастыря на запад в монастырском лесу храм во имя Всех Святых заложен в 1856 г. при архимандрите Гедеоне на монастырские средства и в 1860 г. освящен. Колодец у храма, по преданию, вырыт преподобным Иосифом Волоцким. Около храма каменный одноэтажный корпус с четырьмя кельями. Храм и корпус окружены невысокою каменною оградою с башенками по углам. Над воротами устроена колокольня». Как видим, место для скита

выбрали памятное — именно здесь поселился в 1479 году преподобный Иосиф со спутниками, именно отсюда он ходил строить новую обитель. В начале XX века, когда окончательно определилось назначение скита — обихаживать больных и немощных иноков, — строительство в скиту продолжилось. Тут появились больница, богадельня и скитская гостиница. После революции, в 1920-е годы, скит ликвидировали. До недавнего времени то, что от него осталось, занимала Теряев-ская сельская больница. Обезображенный Всехсвятский храм служил больничной котельной. Ныне скит вернули монастырю.

Всехсвятский скит t