028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 7

028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 7

ИСТОРИЯ

тти

Владыка Питирим

В новейшей истории Иосифо-Волоцкого монастыря важнейшую роль сыграл митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, бывший до самой своей смерти (в 2003 году) наместником обители. Именно благодаря его стараниям, его энергиче-

сторонником жесткого противопоставления иосифлян и нестяжателей. «Устав преподобного Иосифа, — любил подчеркивать он, — на четверть состоит из устава преподобного Нила. Они находились в духовной дружбе, и когда ученики Иосифа начи-

ской натуре, его авторитету оказалось возможным столь быстрое восстановление и украшение монастыря. В разгар восстановительных работ он лично занимался подбором специалистов, входил во все производственные мелочи, контролировал выполнение технологических требований, доставал, в конце концов, деньги. По инициативе митрополита были начаты археологические исследования некрополя в Иосифо-Волоц-кой обители, в ходе которых произошло обретение мощей преподобного Иосифа.

Его жизнь стала показательным примером современного иосифлянства, хотя, вообще говоря, владыка Питирим никогда не был

нали изнемогать, он посылал их к Нилу». Владыка обладал несомненным аналитическим умом. Цитируем книгу «Пленный рыцарь» Т.Александровой и Т. Суздальцевой, ближайших сотрудниц митрополита Питирима в последние годы его земного пути: «Он обладал уникальной способностью к обобщению, к видению целого и главного, сам называл это „инженерным мышлением"... Нередко пользовался „инженерными" метафорами. Так, подчеркивал, что мир — это единая система, совершенный прибор, вверенный человеку. Исполнение заповедей — своего рода „техника безопасности", один из законов системы, на нарушение которого вся она

отвечает сбоями в виде природных катаклизмов. Пользуясь „компьютерным" языком, однажды дал замечательное объяснение чудес: „Мир — система. Чудо — устранение ошибки в системе"».

Этой особенности миро-видения митрополита было

Питирим был главным издателем Русской Церкви, возглавляя Издательский отдел РПЦ и одновременно являясь ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии» и председателем редколлегии легендарного в те времена сборни-

Слева: Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.

и биографическое объяснение. Родившийся в 1926 году на Тамбовщине, в семье священника, будущий архиерей (а тогда — Константин Владимирович Нечаев) после окончания средней школы пошел учиться в Московский институт инженеров транспорта. Уже во время учебы молодой человек начал нести послушание иподиакона у Патриарха Алексия I. В конце концов, он сделал окончательный выбор, поступив в Московский богословский институт, преобразованный позже в Московскую духовную академию. Но некоторая «технарская» складка осталась в нем, видимо, навсегда.

На протяжении тридцати лет (с 1963 года) владыка

ка «Богословские труды». На исходе 1994 года, в условиях нараставшей истерии постперестроечных изданий, спровоцированной «разоблачительными» публикациями изверженного из сана Г. Якунина, владыку освободили от всех указанных должностей. Он тяжело переживал случившееся, но продолжал служение, по-прежнему поражая окружающих размахом своей деятельности и тонким обаянием своей личности. Продолжал до самой кончины. В одном из интервью владыка Питирим сказал: «Для меня путеводной звездой были слова апостола Павла: „Я был для всех всем, чтобы спасти хотя бы некоторых"».

Вверху: Иосифо-Волоцкий монастырь. На исходе зимы 2009 года.