034. Свято-Почаевская Лавра, страница 30

034. Свято-Почаевская Лавра, страница 30

т тшш шмтьгай м^иани

Красота Почаевской Лавры — не только в изысканной росписи храмов, изумительных орнаментах Троицкого собора, прекрасном пении братии за богослужением. И не только в тех людях, которые молятся здесь. Она в самой монастырской жизни, неспешному ходу которой ничто не должно мешать.

I ■ аждый день в Почаевской Лав-ре начинается для насельников 11с молитвенного общения и сопри-I I косновения с тремя ее главными святынями. В половине пятого утра проходящий по коридору братского корпуса дежурный колокольчиком сзывает иноков на молитву. Спустя полчаса в Успенском соборе уже читают полунощницу, а после нее — акафист перед чудотворной Почаевской иконой Божией Матери.

В шесть часов начинается чтение часов в Пещерной церкви, после чего служится ранняя литургия (в праздничные дни литургия служится обычно в одном из соборов), и все — иноки и богомольцы — прикладываются к мощам преподобного Иова Почаевского.

Священноархимандрит Почаевской обители митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) совершает богослужение в Киево-Печерской Лавре.

Затем в Успенском соборе обители монахи (кроме тех, кому сегодня предстоит совершать Евхаристию) испивают по ковшику воды от Святой Стопы, а в девять утра начинается поздняя литургия.

Около часу дня (а в праздничные дни на час позже) в коридорах вновь раздается колокольчик — братию сзывают на обед. Это первая трапеза дня, завтракать в Почаеве не принято. Во время трапезы читаются жития святых, молитвенно поминаемых этим днем.

Обедают иноки в трапезной Варварин-ской церкви.

После обеда насельники исполняют различные послушания, ведь кроме молитвы у каждого здесь есть много обязанностей, вполне обычных и для прочих монастырей. Исконно лаврскими являются лишь послушания киотного и стопочного монахов и блюстителя мощей — соответственно трем главным святыням обители.

К пяти часам вечера все вновь собираются в храм — начинается вечерня, а за ней утреня. В будние дни богослужение длится до начала девятого, а в праздники, со всенощной, — ближе к одиннадцати и даже позже. Расходящиеся после ужина по келиям иноки не заканчивают свой молитвенный труд: каждый в уединении читает свое, установленное ему духовником, келейное правило.

А на следующее утро вновь раздается колокольчик.

Нарушения этого распорядка очень редки и могут быть вызваны лишь событиями чрезвычайными. Последний раз такое случилось в 1992 году, когда тогдашний наместник Иаков (Панчук) намеревался увести Лавру в раскол. Незадолго перед тем в Киеве был самопровозглашен так называемый «Киевский Патриархат», и Иаков решил возбудить националистические чувства монахов, большинство из которых были украинцами. На сторону владыки стали благочинный Петр (Петрусь) и регент Антоний Ярый с частью хора, остальная же часть братии сохранила верность Матери-Церкви, не приняв предложенную замену церковнославянского богослужебного языка на украинский. Конфликт обострился с особенной силой на праздник Вознесения, когда Иаков самовольно решил поминать за богослужением Патриарха Константинопольского, «патриарха» Филарета (Денисенко) и президента Кравчука.