035. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, страница 23святыни вырезанная в форме ладьи рака с мощами «сродника его из дворян» — святого праведного воина Феодора Ушакова. «Флотоводец всея Руси» гораздо более известен светской общественности, чем преподобный Феодор. И канонизация его вызвала во многих недоумение. Недоумения эти рассеиваются, лишь когда мы узнаём жизнь праведного воина по-новому — не из советских книжек. Путь его был подлинным путем правед Мощи святого праведного воина Феодора Непобедимого покоятся в необычной, с большим вкусом сделанной раке в форме ладьи. ника, свидетельствующим о том, что и в миру можно спастись. И препятствием к спасению не могут послужить ни ордена, ни почести, ни власть. Последние годы жизни адмирал Федор Ушаков провел так, как, должно быть, желал бы любой христианин, — приготовляясь к кончине молитвой и делами милосердия. Об этом свидетельствует и иеромонах Нафанаил, тогдашний настоятель Санаксарского монастыря, говоря об адмирале, что жил он «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви». Погребенный, согласно собственному его желанию, в монастыре, Федор Ушаков оставил после себя добрую память в братии и среди местного населения. В начале XX столетия над могилой его поставлена была часовня. Хотя ее и С традицией почитания мощей угодников Божиих тесно связана традиция их обретения (слово произносится с ударением на втором слоге) и перенесения. Первые известные нам случаи выкапывания и перенесения мощей относятся приблизительно к IV веку. Мощи большинства тогдашних святых (а речь в первые века христианства шла почти исключительно о святых, принявших мученический венец) оставались в местах их первоначального погребения — то есть вне стен городов, на кладбищах. Обычай извлекать мощи из могил и переносить их в храмы складывался постепенно. Многие христиане изначально относились к нему с подозрением, а в 386 году император Феодосий указом запретил выкапывать тела мучеников. Тем не менее, уже к концу первой трети следующего столетия этот обычай утвердился повсеместно, а в прав шш Обретение и перенесение мощей Ради обретения мощей преподобноиспо-ведника Александра санаксарским монахам пришлось ехать в вятскую глубинку. ление императора Льва (457—474) был дозволен указом, в котором говорилось, что перенесение мощей и положение их в храмах возможно с благословения епископа. В этом процессе (запрет — негласное непротивление — законодательно оформленное разрешение) мы наблюдаем, как в зеркале, переход от античного сознания, когда мертвые тела считались нечистыми, а прикосновение к ним — оскверняющим, к сознанию христианскому, воспринимающему мощи святых как источник Божией благодати. На Руси первыми были обретены и перенесены (в киевскую Десятинную церковь) мощи святой равноапостольной княгини Ольги, затем, спустя несколько десятилетий, перенесли мощи святых князей Бориса и Глеба. Так зачиналась традиция, без которой история Русской Православной Церкви была бы совершенно иной. |