035. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, страница 24

035. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, страница 24

святыни

Казанская икона Пресвятой Богородицы из Санаксарского монастыря. Список XVII века с Казанской иконы Божией Матери.

разрушили в 1930-е годы, но место погребения знаменитого полководца не затерялось. Более того, с 1940-х годов, когда власти осознали необходимость «патриотизации» народного сознания, могила праведного Феодора стала своеобразной «охранной грамотой» для Санаксарского монастыря. Благодаря ей уникальный архитектурный комплекс обители не разрушили до основания, а в 1970-е годы даже начали реставрировать — ведь нельзя же было привозить высоких гостей в полную разруху.

С 1991 года, когда Санаксарский монастырь передали Саранской епархии, к могиле Федора Ушакова все чаще и чаще стали приезжать не «высокие гости», а обыкновенные люди (среди них, впрочем, было немало военных моряков), на могиле его служили панихиды. Образ адмирала XVIII столетия оказался необычайно близок русскому человеку конца XX века, а его слова — «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России» — созвучны современной ситуации.

В истории Русской Православной Церкви сравнительно немного примеров прославления праведных мирян, и Комиссия по канонизации с особым тщанием изучила материалы, связан

ные с биографией Федора Федоровича Ушакова. Принимая во внимание его благочестивую жизнь, самоотверженные труды на благо России, милосердие, дела благотворительности, Комиссия нашла возможным прославить его в лике местночтимых святых Саранской епархии. Прославление состоялось 5 августа 2001 года, а в 2004 году на Архиерейском Соборе вынесли решение об общецерковном почитании воина Феодора Ушакова.

Как говорилось ранее, мощи праведного Феодора теперь находятся в соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы. По сложившейся традиции, особо почитают их моряки, обретшие в лице канонизированного адмирала своего небесного покровителя.

Здесь же, в соборном храме Санаксарского монастыря, покоятся мощи преподобноисповедника Александра. Погребенный вдали от обители, на Вятской земле, он вернулся своими мощами в Санаксар в 2001 году. Обрели его мощи 18 сентября — для этого монахи ездили в село, где преподобноисповед-ник был похоронен.

Мощи святых, подвизавшихся в Са-наксарском монастыре, суть главные его святыни. Однако есть здесь и ико

ны, пользующиеся особым почитанием братии и богомольцев из мирян. Это, во-первых, список с Казанской иконы Пресвятой Богородицы — одного из самых известных в России образов Владычицы. Явившаяся в Казани 8 июля 1579 года, икона эта сразу прославилась как чудотворная. Обстоятельства явления Казанской иконы Божией Матери знаменательны. Летом 1579 года в Казани случился страшный пожар, опустошивший половину кремля. Магометане злорадствовали, говоря, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова сделалась притчею и поруганием», — горько свидетельствует летописец. Но унижение христианства послужило к его победе. Случилось это так. Среди погорельцев, отстраивающих свои дома, был некий стрелец Данила Ону-чин. Его дочери, девятилетней Матроне, в сонном видении явилась Божия Матерь и повелела достать икону, сокрытую в земле еще при владычестве мусульман. Девочка обо всем рассказала родителям, но ей не поверили. Трижды являлась Пресвятая Богородица Матроне, и трижды докучала дочка родителям неотступными просьбами достать икону, прежде чем они решили проверить ее слова. Действительно —