035. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, страница 30«ШЫНЯ РЖ БЫТЬ БНИРШ8И»В наши дни Санаксарский монастырь оказался одним из самых оживленных паломнических центров. Действительно, странно как-то — быть в Дивееве и не проехать несколько лишних десятков километров, чтобы увидеть Санаксар. На здешних же иноков это налагает и новую ответственность, и новые вериги. /Санаксарский монастырь был пе-■ 'редан Церкви в 1991 году — почти ж 1сразу же после образования Саран-Щи/ ской епархии. Именно открытие Санаксарской обители стало одним из первых дел епископа (ныне — архиепископа) Варсонофия (Судакова). 25 марта 1991 года Святейший Патриарх Алексий II по его просьбе утвердил наместником монастыря архимандрита Варнаву (Сафонова), постриженни-ка Троице-Сергиевой Лавры. Скоро минет двадцать лет с момента открытия монастыря. Двадцать лет — это срок не такой уж большой для старинной обители, но в эти годы монастырь фактически рождался заново, и, безусловно, их следует назвать судьбоносными. Нечто подобное происходило и в середине XVIII века, когда Санаксарская пустынь возобновлялась трудами преподобного Феодора и его учеников. Конечно, в наши дни не представляется возможным возродить Вверху: Петом наплыв паломников бывает особенно велик. Исповедь приходится проводить во дворе. Слева: Наместник монастыря архимандрит Варнава за Божественной литургией. все обычаи, которые были присущи монастырю при преподобном Феодо-ре (например, при нем братия ходила в лаптях), однако в части богослужения и радушного приема паломников теперешний Санаксар стремится соответствовать Санаксару прежнему. Очень трудно восстанавливать прерванную традицию монашеского жития, монашеского делания. Единственный монастырь на территории России избежал этого страшного удела, прерывания монашеской традиции, — Псково-Печерский. Всем остальным Господь попустил проходить школу иноческого жития заново — с азов. Кроме того, в наши дни ни один мало-мальски известный монастырь не может остаться в тени, вдали от паломнических маршрутов. И если |