035. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, страница 31

035. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, страница 31

МОНАСТЫРСКАЯ ЖИЗНЬ

мшняжга

Литургия в монастыре совершается ежедневно в 8:00, а по воскресеньям служится еще и ранняя литургия (в 6:00) во Владимирской церкви. Начало вечерней службы — в 18:00, всенощная накануне воскресных дней и праздников бывает в 17:00. Особо отмечаются дни памяти святых, чьи мощи почивают в обители: преподобного Феодора Санаксарского — 4 марта (кончина) и 4 мая (обретение мощей) преподобноисповедника Александра — 27 августа (кончина) и 18 сентября (обретение мощей), святого праведного воина Феодора — 5 августа (прославление) и 15 октября (кончина), а также престольный праздник монастыря — Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Даты даны по новому стилю.

кита

Добраться до монастыря можно на поезде (до станции Зубова Поляна или Потьма), далее — автобусом до города Темникова, далее — автобусом «Темников — Старый Город» до деревни Алексеевки, далее — пешком 2 км. Из Москвы или Саранска, кроме того, ходят прямые автобусы на Темников.

Автомобилистам нужна трасса М-5 («Урал»). Примерно через 20 км после Зубовой Поляны (это уже Мордовия) вам следует повернуть налево на Краснослободск (дорога Р-180). Не доезжая Крас-нослободска, снова налево — на Темников. В сам Темников вам не нужно — он остается справа, и чуть дальше вы увидите указатель на Санаксар. Уточнение для тех, кто будет ехать из Дивеева (а таких много), — напрямую через Саров (Российский федеральный ядерный центр) вы не проедете, этот город является закрытым. Доехав до Сарова, придется делать большой «крюк» — через Возне-сенское и Теньгушево. Шоссе, впрочем, в обоих вариантах вполне пристойно.

Адрес монастыря: 431220, Республика Мордовия, г. Темников, Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь Телефон: +7 (83445) 2-91-70,2-91-02 Официальный сайт: www.sanaksar.ru E-mail: sanaksar@moris.ru

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы 6. Братский корпус

2. Больничная церковь в честь Владимирской иконы 7. Корпус для иеромонахов Божией Матери 8. Корпус для монахов

3. Колокольня 9. Гостиничный корпус

4. Настоятельские и казначейские кельи 10. Воскресенская кладбищенская церковь

5. Трапезный корпус 11. Часовня над могилой старца Иеронима

Рыбалка — старинное «хобби» монахов.

раньше та или иная обитель становилась объектом паломничества лишь (преимущественно) для жителей ближайших окрестностей, то теперь в тот же Санаксар едут и из Москвы, и из Санкт-Петербурга, и из-за Урала. Да и что сравнивать тогдашних паломников с паломниками нынешними? Те, прежние, — шли пешком (кроме «благородных особ»), твердо знали порядок монастырской жизни, со смирением принимали ее устав. И жили в монастыре не по одному дню, успев и поговеть, и сугубо помолиться, и, быть может, даже поработать. Теперь паломников, как правило, привозят автобусами, на несколько часов, и ни о какой собранной молитве речи не идет. Успеть бы у мощей тропарь святому пропеть. А многие из тех, кто приезжает, не знакомы даже с начатками Православия. Их привлекает красота места, историчность его, и едут они скорее как туристы, а не как паломники. Для монашествующих же дело спасения души, ради которого и приходят в монастырь, утяжеляется в таких условиях многократно. Несмотря на это, санаксарские насельники с любовью терпят немощи

приезжих богомольцев — ведь не только иноческую жизнь приходится созидать заново, но и в миру нужно заново узнавать Православие, в котором мы были младенцами крещены, но не были просвещены. «Мы стараемся поддерживать такой настрой, чтобы братия относились с пониманием к нуждам паломников, — говорит архимандрит Варнава. — Пустыня должны быть внутренней, а люди если едут в обитель, значит есть у них нужда».