038. Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь, страница 28

038. Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь, страница 28

ЛШНШЫ, К&Т8НИНЫ. ПЛРДОШННЫ...

Так вышло, что Авраамиево-Городецкий монастырь словно перекликается с русской литературой XIX века. С XVII века монастырское кладбище стало местом погребения представителей местных дворянских родов. А среди них встречались фамилии в будущем очень «литературные»— например, Лермонтовы или Катенины.

Представители служилого сословия, начавшие получать земли в окрестностях Чухломы в первой половине XVII века, не принадлежали к древним родам. Однако в XVIII веке на первые роли в российской жизни стали выдвигаться люди, не отличавшиеся (да и не кичившиеся) особой родовитостью, но составлявшие себе имя своими делами, и некоторые костромские дворянские фамилии зазвучали совсем по-другому, нежели звучали

раньше. Ситуация продолжала меняться в XIX столетии, когда известность уже можно было получить не только на поле брани или в министерском кресле, но и в тиши литераторского кабинета или даже на театральных подмостках. Постепенно монастырское кладбище Авраамиево-Городецкой обители, на котором нашли последнее пристанище представители многих костромских дворянских родов (Катенины, Череви-ны, Перелешины, Лермонтовы, князья

Шелешпанские), приобрело некоторые мемориально-музейные черты.

Ведь если о шотландском «солдате удачи» Георге Лермонте, перешедшем на русскую службу при царе Михаиле Федоровиче и в конце концов упокоившемся на кладбище Авраамиево-Городецкого монастыря, мало кто знал, то о его великом потомке, поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове, была наслышана вся Россия. То же можно сказать и о Катениных. Павел Александрович Катенин был фигурой известной. Участник Отечественной войны 1812 года, блестящий гвардеец, не устрашившийся вступить в перепалку с великим князем Михаилом Павловичем и отправленный за это отставку, приятель Пушкина, угодивший уже в первую главу «Евгения Онегина» («Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый...»), член Союза спасения, драматург, литературный критик, впоследствии боевой генерал — он немало

Слева: Кладбище за алтарем собора в честь иконы Божией Матери «Умиление».

Внизу: «Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова» (1837) работы П. Заболотского.