041. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, страница 15ПУТЕВОДИТЕЛЬ mm Тябловый иконостас — простейший иконостас, предполагающий установку рядов икон на тесаные бревна с продольными желобами. В последних и помещаются иконы. Лицевая сторона бревна обычно прикрыта доской, украшенной живописным орнаментом из стилизованных цветов и геометрических форм. и вместе с братией начал обжигать ее, делая кирпичи. Одновременно преподобный просил помощи у Василия III, и тот, как свидетельствует житие святого, «даровал в большом количестве все потребное к устройству церкви и обители, послав искусных мастеров и надзирателя над ними для постройки храма». Вскоре просторный Троицкий храм был готов. Во времена Смуты он сильно пострадал — после пожара, учиненного поляками в 1613 году, даже стены его пошли трещинами. К концу XVII века Троицкий собор обветшал до такой степени, что ремонтировать его не имело смысла. Решили разобрать храм. Разборка велась в 1694 году, а уже в следующем 1695 году, при архимандрите Гермогене, был возведен новый собор. В августе 1698 года его освятил митрополит Новгородский Иов. Строила храм артель костромских строителей, имена которых донесли до нас документы той поры: это были Петр Потемкин, Яков Агафонов, Фома Алексеев, Анисим Перфильев, Никита Киприянов. Костромичи соединили в своем творении черты строгой новгородской архитектуры, воспринимавшейся тогда как «древняя», с мотивами «новой» московской школы, для которой было характерно стремление к максимальной декоративности. В результате вышел шедевр — четырехстолпный, трехапсидный, пятиглавый (после ремонтов и реконструкций, производившихся в последующие века, у него Фрагмент росписи собора. осталась одна глава) храм с галереей на высоком подклете. Первоначальную внутреннюю роспись собора, иллюстрирующую библейские сюжеты, выполнили в 1708 году тихвинские мастера; сохранился документ об оплате их работы: «Дано тихвинским иконникам Родиону Сергееву и Ивану Иванову от письма за праотцы и за херувимы и серафимы, что написаны в Троицкую церковь, 25 рублей 9 алтын». Кроме того, упоминаются Гаврила Сазонов, Иван и Петр Колокольня Троицкого комплекса. Фалилеевы. Следует отметить, что в те времена связь Александро-Свирской обители с тихвинскими иконописцами была очень тесной, что зафиксировано во многих документах. Не вполне понятно произошедшее несколькими годами спустя, но известно, что в 1715 году в монастырь пригласили костромских мастеров под руководством Леонтия Маркова, которые частично переписали фрески, выполненные тихвинцами. Замечательным произведением искусства был тябловый иконостас храма, изготовленный в конце XVII века. Частично он сохранился. Любопытно, что после возобновления монашеской жизни в Александро-Свирском монастыре росписи Троицкого собора стали самообновляться — это подтверждают те, кто участвовал в реставрационных работах в обители Арка яруса звона. |