041. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, страница 13подвижники лнжп Ученики Преподобный Александр Свирский воспитал множество учеников, впоследствии прославленных в лике святых. На иконе, представленной на этой странице, рядом со святым старцем изображены самые известные из них — слева направо: преподобные Адриан Ондрусовский, Иона Яшезерский, Никифор Важе-озерский (о нем будет рассказано в разделе «Монастырь и мир») и Афанасий Сяндем-ский (или Сяндебский). Для дворянина Андрея За-валишина, который в 1491 году открыл местопребывание преподобного Александра, встреча со святым не прошла бесследно. В ближайшие после этого годы он не однажды приходил к преподобному, снабжал иноков новообразованной обители хлебом и однажды, вдохновленный речами подвижника, решил следовать его примеру. Андрей, оставив свое имение, принял монашеский постриг с именем Адриан на Валааме, а позже, по благословению преподобного, основал Никольскую обитель на берегу Ладожского озера. Неподалеку «квартировала» шайка разбойника Ондруса, который потребовал, чтобы иноки убрались с его земель, но, в конце концов, внял мольбам монахов и отступился от них. Позже его пленил другой разбойник, Ондрус ждал лютой смерти, однако случилось чудо — ему явился преподобный Адриан и освободил его. После этого рас каявшийся разбойник был принят в братию Адриано-вой обители. Будучи известным в Москве, преподобный Адриан в 1549 году ездил в столицу, где был вос-преемником дочери Ивана Грозного Анны. На обратной дороге он был убит разбойниками, искавшими драгоценностей. Преподобный в чудесном видении инокам своего монастыря рассказал о случившемся, после чего его тело было обретено в болоте нетленным. Неподалеку от Ондрусов-ского монастыря основал пустынь другой ученик и собеседник преподобного Александра, преподобный Афанасий Сяндемский. Настоятели часто встречались и ве ли духовные беседы. Преподобный Афанасий, будучи валаамским иноком, знал преподобного Александра еще на Валааме. Когда слава о великом подвижнике достигла Валаамской обители, он переселился в Троицкий Александро-Свирский мо настырь. Согласно житию преподобного Александра, именно Афанасий был свидетелем чуда явления Божи-ей Матери святому старцу. После кончины учителя преподобный Афанасий ушел на север, в сторону Олонца; там он основал Сяндемскую Успенскую пустынь. Козни местных жителей заставили его около 1550 года вернуться в Троицкий монастырь, но ненадолго. Некоторое время он был там настоятелем (шестым по счету), а потом вернулся в Сяндемскую пустынь. Последние годы своей жизни святой провел в строгом уединении на Святом острове Сяндемского озера, где и был погребен. Преподобный Иона Яшезерский — один из последних учеников и собеседников преподобного Александра. Подобно своему учителю, он был родом вепс. Еще в ранней юности, наслышан-ный о подвигах Свирского подвижника, преподобный Иона пришел к нему в Троицкий монастырь. Перед самой кончиной старца он, получив благословение на подвиг пустынничества, вернулся в родные края. Впоследствии к нему стали приходить стремившиеся к уединенной жизни. Так основалась Благовещенская Ионо-Яшезерская обитель, которой впоследствии благотворили многие сильные мира сего, в том числе цари Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного, и Василий Шуйский. нижним Святым озерами, а на нем поставить мельницу. Начали копать, но в какой-то момент вода, сметая все на своем пути, устремилась к Троицкой части — казалось, вот-вот она снесет ее. Преподобный же, совершив молитву, правой рукой изобразил крест на потоке, и он тотчас же иссяк. В том же, что касалось душ его подопечных, преподобный являл отеческую строгость. Каждую ночь он обходил кельи, и если слышал где разговор, ударял в дверь, а на следующий день наставлял провинившихся притчами. Так проводил свои дни подвижник, «прилагая труды к трудам». О своей кончине святой узнал за год до нее. В последние земные дни он призвал братию и учил ее. Тело свое после преставления преподобный за вещал связать веревкой, отнести в болото и закопать там. Лишь по великим мольбам братии он согласился с тем, чтобы его погребли у Преображенской церкви. 30 августа (12 сентября по новому стилю) 1533 года преподобный Александр отошел ко Господу. Лицо же его, — цитируем житие, — «не было похоже на лицо умершего человека, но светилось...» |