041. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, страница 10

041. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, страница 10

подвижники

РКШШТН

На родине преподобного

Когда отец преподобного Стефан вернулся в родные Мандеры с Валаама, то, «придя в дом свой, все, что в нем требовалось исправить, исправил скоро и хорошо, сам же удалился в Островский монастырь Пресвятой Богородицы и, с пострижением волос главы своей, отложил все мудрования плоти; и дано ему было имя Сергий. И так пожив благочестиво, с миром скончался о Господе. Также и мать преподобного облеклась в монашеский чин, приняв имя Варвары, и, пожив бла-гоугодно, с миром скончалась о Господе».

Простой подсчет, выполненный на основе данных жития, показывает, что пострижение родителей преподобного Александра произошло в 1477 или 1478 году, то есть кончину их следует датировать примерно 1480 годом. И мать, и отец святого подвизались в одной и той же

Вид Введено-Оятского монастыря от реки Ояти. На переднем плане — старый поклонный крест.

Введенской Островской обители — это было возможно до 1503 года, когда Московский Собор запретил совместное проживание в монастырях монахов и монахинь.

Введенский Островский (ныне — Введено-Оятский) монастырь, получивший свое

Вверху: Часовня, возведенная над покоящимися под спудом мощами преподобных Сергия и Варвары, родителей преподобного Александра.

название за то, что во время разливов оказывался как бы на острове, находился поблизости от Мандер, родного села преподобного, — на другом берегу реки Ояти. В житии святого указывается, что маленький Амос не однажды хаживал туда. Не забывал он эту обитель и после смерти своих родителей — известно, что, будучи игуменом Свято-Троицкого монастыря, он отправил семерых своих учеников благоустраивать ее.

Монастырь благополучно просуществовал до самых богоборческих времен. Был небольшим — в самые лучшие времена в нем насчитывалось чуть больше двадцати человек братии. Приписанная до 1764 года к Алексан-дро-Свирскому монастырю, обитель, по учреждении монастырских штатов, получила самостоятельность, оставшись на своем содержании. «Содержание» это не поражало богатством — до XIX века все монастырские здания были деревянными. Первая ка

менная церковь — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы — появилась в 1817 году; спустя без малого век — вторая: Богоявленский собор. В правой части Преображенского придела этого собора находились гробницы преподобных Сергия и Варвары.

В советскую эпоху Богоявленский собор был разобран; его кирпич пошел на

постройки обосновавшегося здесь совхоза «Ильич». Могилы родителей преподобного Александра были найдены после того, как в монастыре возобновилась монашеская жизнь (в 1992 году он был возрожден в качестве женской обители). В 2000 году преподобные Сергий и Варвара были прославлены в Соборе Санкт-Петербургских святых. В 2006 году над их

Внизу: На этом месте стоял родной дом преподобного Александра. В 1830 году здесь возвели часовню, разрушенную в богоборческие времена. Ныне строится новая часовня.

мощами воздвигли каменную часовню. Тогда же приступили к строительству часовни на месте, где был родной дом преподобного Александра, — она будет представлять собой уменьшенную копию деревянного Георгиевского храма в деревне Родионово (Юксо-вичи) Подпорожского района, возведенного в 1493 году и освященного по благословению преподобного.