041. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, страница 8

041. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, страница 8
ПРИЛАГАЯ ТРУДЫ И ТРЭДАМ

В жизни преподобного Александра Свирского было множество знамений и чудесных явлений — причем иногда таких, которым мы не найдем аналогов в новозаветной истории. Все они свидетельствуют об особой миссии этого великого русского подвижника.

Главный источник, из которого мы черпаем сведения о земной жизни преподобного Александра Свирского, — его житие, написанное четвертым игуменом Троицкого монастыря Иродионом спустя одиннадцать лет после кончины святого («Аз же грешный Иродион, меньший от ученик сего преподобнаго быв» — такова «самохарактеристика» автора этого текста), то есть в 1544 году. «Не по слухам же только я принял это, — такими словами предваряет свой труд игумен Иродион, — но и от честных и светолепных уст его, и от учеников его, сначала с ним живших, слышал я о его по Бозе трудолюбном житии; более же точное от сладкоречивых уст его получил, что и передаю письменно, как драгоценный дар и отеческое наслед

ТГ9ПЛГН9Н

Тропарь преподобному Александру Свирскому, глас 4

От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселйвся, едй-наго Христа возжелал есй усердно стопам в след ходйти; тёмже и ан-гельстии чини зряще тя удивйша-ся: како, с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре, победил есй полки страстей воздержанием, и явился есй равноанге-лен на земли. Александре, преподобие, моли Христа Бога, да спасёт души наша.

Икона «Преподобный Александр Свирский в житии».

ство на пользу будущим поколениям». Отметим, что после преставления преподобного Александра отец Иродион в тонком видении был удостоен чудесного явления своего учителя, чему сохранилось письменное свидетельство.

В житии преподобного Александра рассказывается, что родился святой в 1448 году в селе Мандеры на берегу реки Ояти, близ Введенского Островского монастыря, в семье вепсов Стефана и Вассы. В древнерусских летописях этот народ, принадлежащий к финно-угорской группе, называли весью, а в бытовой русской речи — чудью. По мере все более активного про

никновения новгородцев на земли вепсов, начавшегося еще в X столетии, шел процесс их ассимиляции. Христианство вепсы приняли практически одновременно с восточными славянами — на рубеже X—XI веков.

Создав семью, Стефан и Васса быстро завели детей, а потом Васса перестала рожать, чем вызвала недовольство мужа («поносима и оскорблема бывала»). В конце концов, молитвы страдавшей от своего неплодия женщины были услышаны — как-то Васса с мужем отправилась поститься в Островский монастырь, где услышала голос, сообщивший, что вскоре она родит сына. Так и случилось — на свет появился Амос, в будущем преподобный Александр Свирский.

Амос рос необыкновенным мальчиком — «устремлялся на подвиги, никогда не уклоняясь умом к обычным детским играм и смехотворным речам... Тело свое изнурял, пребывая в большом воздержании. Только однажды в день вкушал хлеба, и того в меру, не досыта; ночью мало предавался сну, так что родители дивились...» Один из детских «сюжетов» жизни святого очень напоминает то, что произошло в детстве с преподобным Сергием Радонеж-