041. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, страница 6

041. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, страница 6

ИСТОРИЯ

шии

Венценосный благотворитель

Михаил Федорович (1596—1645), первый русский царь из династии Романовых, был большим почитателем преподобного Александра Свирского. Такое отношение к святому выразилось во многих его благодеяниях, оказанных монастырю преподобного. В русской живописи XIX века царь стал героем нескольких известных работ. Но,

как правило, они иллюстрировали одно-единственное событие — призвание Михаила на царство в 1613 году. Впрочем, есть одно удивительное полотно, показывающее царя в иных декорациях, это картина Андрея Рябуш-кина «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1893). Место действия этой работы — Теремной дворец Московского Кремля.

Андрей Петрович Рябушкин (1861—1904) был замечательным живописцем. Ученику Перова, ему в ка-кой-то момент стало тесно в узких рамках социально-критического жанра, которым злоупотребляли передвижники. Вместо того чтобы «бичевать», Рябушкин отправился на поиски идеала и нашел его в русском XVII столетии. Хорошо зная историческую литературу, художник, тем не менее, не стремился «запротоколировать» в красках эти знания. Не ошибаясь в деталях, он писал все-таки лири

ческую мечту, чем отличался, скажем, от того же Сурикова, во многом занятого воссозданием быта и анализом социальной проблематики. Все ря-бушкинские работы «допетровской» серии являются не просто сюжетным рассказом, но повествованием, сопровождающимся «цветовым» ударом. Они поражают ярким цветовым

узорочьем и широкими красочными пятнами. Сам цвет становится повествовательным элементом, погружая нас в колористическую стихию допетровской жизни. А доминантой тут выступает красный, являвшийся апелляцией художника к древнерусскому народному искусству.

Чтобы добиться эффекта подлинности, художник тщательно осваивал «старое письмо» в своих путешествиях по древнерусским городам — он, по свидетельству современника, интересовался «каждой мелкой подробностью, каждым старинным костюмом, старинной песней, старинной грамотой, старинной утварью, резьбой на избе, старинным узором на тканях, вышивками на полотенцах». Рябушкин копировал ярославские и ростовские фрески, выполнил эскизы для росписи Софийского собора в Новгороде, домовой церкви Санкт-Петербургской консерватории, Варшавского православного собора и пр.

но чреда реорганизаций на нем не кончилась — они преследовали обитель на протяжении всего XIX века и, в конечном счете, привели ее к страшному упадку.

Между тем и в этом печальном для Александро-Свирского монастыря столетии он не был обделен вниманием самодержцев. В 1820 году в обитель «нечаянно» заглянул совершавший паломническую поездку на Валаам император Александр I. Ему была представлена вся братия, которую император, как свидетельствовал архимандрит Парфений, «принял столь милостиво и снисходительно, что у каждого иеромонаха, получив благословение, целовал руку». Среди тогдашних насельников обители, кстати, был иеросхимонах Лев (Наголкин), в недалеком будущем основатель оптинского старчества.

В 1858 году монастырь встречал молодого императора Александра II с семейством, пожертвовавшего ему 2000 рублей. Деньги были кстати — обитель ветшала и приходила в упадок, братия разбегалась, элементарные монашеские правила не выполнялись. В 1873 году обеспокоенный Святейший Синод передал монастырь в прямое управление Олонецкому архиерею. Но состоявшееся решение было вряд ли правильным, и духовные власти довольно быстро это поняли — в 1890 го-

Троицкая часть монастыря напоминает сказочный город.

«Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1893) работы А. Рябушкина.