044. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, страница 11

044. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, страница 11

подвижники

тшт

Свято-Благовещенская Никандрова пустынь

Преподобный Никандр до кончины своей пребывал пустынножителем, однако он предсказывал появление монастыря на месте его отшельнических подвигов и просил диакона Порховского женского монастыря построить после его кончины над его могилой церковь и перенести в нее икону Благовещения Пресвятой Богородицы из погоста Тишанки. Заповедь преподобного была исполнена, и в середине 1580-х годов вокруг этой церкви, освященной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, образовалась обитель. Называть ее стали Никандровой пустынью.

Первым строителем монастыря был инок Исайя. Будучи еще мирянином, он сильно занемог и молился преподобному Никандру об исцелении. Получив чаемое выздоровление, он принял постриг и посвятил себя бла-гоустроению Никандровой пустыни.

В 1686 году, при Патриархе Московском и всея Руси Иоакиме, состоялась канонизация преподобного Никандра Пустынножителя. Сам монастырь в это время оправлялся после пожара — в 1667 году он сгорел практически полностью. Огонь уничтожил четыре храма (они

были деревянными) и хозяйственные постройки.

Секуляризационная реформа оставила Никандрову пустынь за штатом. Только в 1800 году она была возведена в ранг монастырей третьего класса с соответствующим штатным содержанием. Особое внимание оказывал обители император Павел I. При нем в Никандровой пустыни был заложен поистине огромный собор (высота его от фундамента до креста должна была составлять около пятидесяти метров). Однако впоследствии строительство заглохло.

Подробное описание Никандровой пустыни составил

На территории Никандровой пустыни существует несколько колодцев и источников, славящихся своими целебными свойствами.

в бытность свою архиепископом Псковским митрополит Евгений (Болховитинов). В XIX веке архитектурный ансамбль пустыни состоял из пятиглавого Благовещенского собора, построенного в 1670-е годы (после пожара), каменной колокольни с часами над Святыми воротами, храма во имя свт. Геннадия, Патриарха Константи-

Восстанавливающийся Благовещенский собор Никандровой пустыни.

нопольского, и двухэтажных настоятельских покоев. Братские кельи располагались по периметру монастырского двора и были «встроены» в ограду. По углам монастырского каре высились четыре башни.

Близ монастыря находился постоялый двор (кстати, первую «паломническую гостиницу» устроил еще сам преподобный Никандр: для тех, кто приходил к нему издалека, он выстроил хижину и сам топил в ней печь), конюшни, лавки. Дважды в год под монастырскими стенами шумела многолюдная ярмарка. Она приурочивалась ко дню обретения мощей прп. Никандра (29 июня) и ко дню его преставления (24 сентября).

После революции Никандрова пустынь была варварски разрушена. Ее закрыли, а храмы взорвали. Часы, составлявшие гордость монастыря, сняли с колокольни,и увезли в Псков.

Сейчас обитель восстанавливается, однако работы предстоит еще очень много: ведь от некогда крепких, на века строенных зданий здесь остались одни лишь руины.

отшельнической жизни. Но, несомненно, когда Никон пришел в Крыпецкий монастырь, он услышал от тамошних иноков много рассказов о подвижническом житии преподобного Нила, а еще больше — о жизни прп. Саввы Крыпецкого. Подвиги этих великих угодников Божиих вдохновляли Никона, принявшего постриг с именем Никандр, на отшельничество — тем более что и сам он до прихода своего в Крыпецы в течение нескольких лет подвизался в пустыни.

Итак, пожив некоторое время в Крыпецком монастыре и сделавшись предметом удивления для всей братии,

преподобный Никандр вновь удалился в пустынь. И опять жил он пятнадцать лет в суровом уединении, питаясь одними лишь травами и кореньями. В пустыни его нашли и едва не убили разбойники, однако не разбойников более всего боялся он, а людской славы, которая настигла его даже в столь глухой местности, какую выбрал он для жительства. Поэтому прп. Никандр вернулся в Крыпецкий монастырь и подвизался здесь некоторое время. Он трудился на просфорне, затем исполнял послушание келаря. А потом поселился на уединенном острове в четырех верстах от обители. В это время

поток паломников к преподобному Никандру сильно возрос, — настолько, что игумен и братия Крыпецкого монастыря отуманились мыслью, будто он «уменьшает доходы обители». Преподобный не только не огорчился воздвигнутой на него клеветой, но и обрадовался гонениям. Он отправился в пустынь и на сей раз уже не оставлял ее до самой кончины. Умер он во время польского нашествия на псковские земли; 24 сентября 1581 года некий крестьянин, пришедший к его келье, нашел его уже мертвого: подвижник лежал на рогоже с крестообразно сложенными на груди руками.