044. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, страница 9

044. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, страница 9

подвижники

Приход прп. Саввы в Псков. Клеймо иконы «Преподобный Евфросин Псковский, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, святитель Савва, архиепископ Сербский, преподобный Савва Крыпецкий с житием последнего» (первая половина XVII века).

лий-Варлаам прямо говорит: «Сей убо преподобный отец наш Сава рождение имея и воспитание и ангельского образа восприятие в туждих странах, не свемы, коея земли святый жительство имея, но елико свемы, яко не от Руския земли ему пришедшу в Богохранимый и славный град Псков». Однако по традиции считается, что прп. Савва родился в Сербии, а в Псков пришел с Афона — через Литву. В таком пути на Русь не было в тогдашних условиях (напомним, в 1453 году турки захватили Константинополь) ничего удивительного. Именно через Литву и Псков держала путь в 1472 году Софья Палеолог, будущая супруга Ивана III.

Придя в Псков, прп. Савва, как мы уже говорили, поступил сначала в «пре-честный монастырь к Рожеству святей Богородицы, еже зоветца Снятная гора». Здесь «прият бысть святый игуменом и братиею, и добре проходя постное житие, и всем на успех бысть, иже ту сущей братии, и от всех восхваляем бяше и славим добродетелнаго ради жития его». Думается, на фоне тогдашних монастырских обычаев и привычки псковских иноков к жизни нестеснительной (каждый жил в монастырских стенах наособицу и, в сущности, всегда мог покинуть их)подвиг преподобного Саввы выделялся особенно ярко. Не

сомненно, в таких условиях стяжание жизни вечной представлялось Савве затруднительным. И он, прослышав о единственной в псковских пределах киновии, поспешил туда — «к великому Ефросину над Толву реку во учительство духовное». Через некоторое время преподобный Савва возжелал более сурового подвига, нежели чем жизнь в монастыре — пусть даже общежительном и со строгим уставом. «Благослови мя, святче Божий, — обратился он к своему учителю, — и моли о мне человеколюбца Бога, и пречистую Богородицу, и всех святых, яко да непоколебим буду от всех сетей диявольских и лаяния их молитвами твоими святыми, отче, яко да прииде ми некий помысл — издавна хощу един работати Господу Богу во отходней пустыни».

Место для пустынножительства преподобный Савва выбрал самое дикое — благо глухих углов в окрестностях Пскова было (да и есть) немало. Агио-граф очень емко описывает «отходную пустыню» прп. Саввы: «место, человеки непроходимо, но токмо зверие живяху мнози». Здесь он проводил время в воздержании и молитве, питаясь лишь хлебом и водой (а в среду и в пятницу вовсе не вкушал пищи). Вскоре он начал возделывать малый огород, «яко да от своих потов, а не от чюжих питаетца».

В житии находим свидетельство о том, что, живя в пустыни, преподобный претерпевал нападения бесов. Они «во многи различныя виды преобража-хуся: овогда в змия, иногда в зверя и различныя гады, хотяше святаго устра-шити и от места того отогнати». Однако святой Савва побеждал их, с помощью Божией, молитвой и крестным знамением.

Когда близ кельи отшельника образовался монастырь, преподобный Савва не принял на себя начальствования над ним. Но «духовное направление» иноческой жизни придал именно он, дав обители общежительный устав и уча «ничтоже имети в келиях, но токмо святыя иконы, и рогозы (то есть рогожи, на которых монахи спали), и мантии, в них же хожаху отцы».

Устав в монастыре, основанном прп. Саввой, был весьма строг. Так, не допускалось вхождение в обитель женщин. Даже и для жены князя Ярослава, бессменного благотворителя монастыря, не было сделано исключения. Когда

князь приехал в Крыпецы с княгинею, чтобы просить благословения святого старца и его молитв об исцелении супруги, он хотел войти вместе с нею в монастырскую ограду. Преподобный Савва выслал навстречу им одного из учеников и повелел ему передать княжеской чете следующие слова: «Княже, да не внидеши со княгинею в обитель святаго сию. Здеся у нас, господине, обычай имает по преданию святых отец — жены да не входят во обитель во иноческая. Аще заповедь преступи-ши отеческую, да будеши преступник закону, а княгини твоя болезни своей от Бога исцеления не примет, ни благословения сподобится прияти». Когда

Святитель Савва, архиепископ Сербский, небесный покровитель прп. Саввы Крыпецкого.

же князь с княгиней смиренно остановились вне монастыря, прп. Савва сам вышел к ним «и тамо благословению сподобиша княгиню, и молебен певше, и животворящим крестом оградиша, и священною водою покропивше ю». Княгиня исцелилась.

Преподобный Савва дожил до глубокой старости («доиде до старости маститы», как говорится в житии) и скончался в 1495 году, 30 августа. Перед кончиной он призвал к себе братию и преподал им последнее наставление — «во обещании иноческих пребывати, наипаче смирением украшатися». Погребли основателя Крыпецкого монастыря по правую сторону деревянного Иоанно-Богословского храма, построенного им самим.