044. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, страница 6

044. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, страница 6

ИСТОРИЯ

в ней по пути в Литву. Кроме этой истории с «первым самозванцем», никаких подробных известий о положении монастыря в Смутное время нет. Зато есть известия о том, что уже в первые годы правления царя Михаила Федоровича Крыпецкий монастырь получил в качестве подворья псковский Панте-леймоновский монастырь и обзавелся новым полиелейным колоколом весом около пятидесяти пудов. Однако нельзя назвать положение обители в XVII веке вполне благополучным. Хотя, повторимся, мы располагаем очень скромными документальными свидетельствами об этом периоде его истории, на некоторый упадок монастырской жизни в Крыпецах указывает то обстоятельство, что на протяжении всего столетия здесь не строилось новых каменных зданий (колокольня появилась лишь в первые годы XVIII века), а жилые кельи были весьма немногочисленны.

Что произошло с монастырем в 1764 году, после введения монастырских штатов, не очень понятно. Общепринята точка зрения, согласно которой обитель была выведена за штат, а в 1805 году причислена к третьему классу. К этому времени она заметно обветшала, и только деятельное участие, принятое в ней архиепископом Евгением (Болховитиновым), не дало ей совершенно склониться к упадку.

Старая фотография Крыпецкого монастыря. «Петербургским» шпилем колокольня увенчалась при митрополите (тогда — архиепископе Псковском) Евгении (Болховитинове).

Иеросхимонах Сампсон (Сивере). Иноческий путь будущего знаменитого старца начинался в Крыпецкой обители.

Именно в «эпоху» владыки Евгения Крыпецкий монастырь приобрел тот вид, в котором он встретил XX век и революцию.

В воспоминаниях иеросхимонаха Сампсона (Сиверса), чей иноческий

путь как раз начался в Крыпецком монастыре во время Первой мировой войны, обитель предстала такою: «Подъехали к какому-то небольшому озеру, проехали озеро. Вокруг озера и обитель стоит. Маленький монастырь, огромные стены... Маленькая такая, уютная-уютная обитель. Посередине обители кирпичный храм... По стенам — деревянные строения: баня, прачечная, трапезная, покои игумена, братский корпус, амбары, где хранилась мука и все богатство, которое давала нам земля, чтобы прокормиться».

Как тревожное предвестие наступающих испытаний выглядит трагическое событие, произошедшее в Крыпецах в 1907 году. 10 ноября в монастырь ворвались 11 вооруженных «экспроприаторов», членов одной из латышских националистической партий. Они попытались ограбить монастырь, но монахи сорвали их планы, ударив в колокол и созвав подмогу из окрестных деревень. «Революционные разбойники» были задержаны, однако они успели убить нескольких насельников обители — троих монахов, одного послушника, двоих работников. Одним из убитых был звонарь-слепец, не побоявшийся сразу же подняться на колокольню и ударить в набат. Его знали многие, кто бывал в начале XX столетия в Крыпецах. Еще в 1902 году в журнале «Русский