044. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, страница 3ерэдь шт и шбКрыпецкий монастырь находится на незначительном расстоянии от Пскова. Однако, окруженный непролазными болотами и лесами, он производит впечатление «очень удаленного». И это не случайность: ведь создавался-то он вокруг отшельнической кельи прп. Саввы, искавшего «место, человеки непроходимо». Предыстория Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря началась приблизительно в 1453 году. Тогда в Псков пришел монах по имени Савва, родом, по преданию, серб. А путь его лежал со Святой Горы Афон — скорее всего, через Литву. В Пскове преподобный Савва поступил в Снетогорский монастырь, основанный в XIII веке. Тогда Снетогорский монастырь находился вне Пскова, но жизнь его тем не менее была тесно связана с городом. Да и особенной уставной строгостью не отличалась: монахи жили в отдельных кельях, имели возможность забрать свои вклады и свободно выйти из монастыря. Такие вольности, очевидно, преподобного Савву смущали, и он удалился к преподобному Евфросину (Елеазару) Псковскому. Древнее «ядро» монастырских строений. Слева — Иоанно-Богословский собор, справа — Успенская церковь с трапезной. Своему монастырю (к описываемому времени он существовал уже около шести лет) прп. Елеазар дал общежительный устав — древнейший на Псковской земле, — и прп. Савва нашел в его лице мудрого духовного руководителя. Через некоторое время преподобный Савва, как это бывало со многими подвижниками, пожелал удалиться в пустыню. «И ту пришед блаженный отец наш Сава на холм той, яко вран на нырище, и сотворив молитву, и на холме том созда хижю себе... По сем же на месте том създа святый церковь ма-лу въ имя святаго и славнаго Христова апостола и еуангелиста Ивана Богосло ва», — говорится в повести «О пришествии Святого отца Савы в нутренюю пустыню, глаголемую Крыпец, идеже и ныне монастырь стоит благодатию Христовою». В одиночестве прп. Савва провел немало времени, но слава о нем, преодолев леса и болота, достигла и Пскова, и окрестных монастырей, «и начаша собиратися отвсюду к святому ино-цы, хотяху сожительствовати с ним». Савва позволил пришельцам строить кельи подле его жилища, но управления обителью на себя не принял, продолжая свои пустыннические труды. Таким образом, преподобный был как |