044. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, страница 5ИСТОРИЯ Старая дорога к монастырю, так называемый «Ярославов мост», сейчас е используется. Построил ее в свое время князь Ярослав Оболенский. Бориса Годунова на царство, был и крыпецкий настоятель, игумен Феодо-сий. В хозяйственном отношении Крыпецкий монастырь также был весьма крепок. Помимо каменных собора и трапезной церкви, здесь были: «коло-кольница деревянная», 25 жилых келий, служебные постройки, житницы и солодежни (особые помещения, где хранили и сушили солод, необходимый для приготовления кваса). Монастырь окружала рубленая ограда. Примечательно, что обитель, по всей видимости, не был затронута Ливонской войной. Бытуют различные версии относительно такого счастливого избавления монастыря от врагов. По одной из них, войска Стефана Батория подошли в 1581 году к монастырским стенам, но были напуганы видением множества воинов (тогда как ни одного вооруженного человека в монастыре не было) и отступили. По другой версии, в обители все-таки прятался русский отряд, но некий крестьянин обманул поляков, сказав, что в ней никого нет, и отряды Стефана Батория, не подготовленные к схватке, были наголову разбиты. Весь XVI век был благоприятен для монастыря. Он богател и креп. При этом иноческая жизнь здесь отличалась сугубой суровостью. В частности, монахи Верхнеостровского монастыря, приписанного в 1595 году к Крыпецкому, не смогли вынести крыпецких порядков, заведенных у них. Они разбрелись из обители и подали жалобу светским властям на нового настоятеля. Далеко не столь спокойным было следующее, XVII столетье (да и вряд ли остался тогда в покое хоть клочок русской земли). Исследователи давно сетуют на недостаточную освещенность этого периода в истории Савво-Кры-пецкого монастыря, вследствие чего приходится прибегать к домыслам и легендам. Одной из таковых легенд может считаться рассказ о том, что в Крыпецкой обители «жил некоторое время между иноками Гришка Отрепьев, — и один из монахов, хитрый чернокнижник, вселил в него склонность назваться царевичем, познакомил его с русскими летописями и объяснил ему положение тогдашних государственных дел, и самозванец, вместе с ним, бежал из обители к князю Адаму Вы-шневецкому». Существует также более правдоподобная версия этой легенды, согласно которой Отрепьев не «жил некоторое время между иноками» Крыпецкой обители, а лишь переночевал лнжп В течение шести лет (с 1816-го по 1822 год) Псковскую кафедру занимал архиепископ Евгений (Болховитинов), будущий митрополит Киевский Митрополит Евгений (Болховитинов; 1767—1837) стал первым краеведом Пскова. За время своего управления епархией он подготовил свод Псковских летописей, начал работу над «Историей княжества Псковского», составил летопись Изборска. Разумеется, не остались вне круга историко-краеведче-ских штудий владыки Евгения и древние псковские монастыри, многим из которых он посвятил отдельные исследования. Особо полюбился ему Крыпецкий монастырь, и он даже распорядился построить здесь двухэтажные архиерейские покои, намере Владыка Евгений очень любил Крыпецы и немало сделал для изучения истории монастыря. и Галицкий. В имени этого выдающегося архипастыря своего времени звучит «литературное эхо» — благодаря его, митрополита, дружбе с Г. Р. Державиным (с ним владыка Евгений близко сошелся еще в бытность свою епископом Старорусским, и именно ему была посвящена знаменитая державинская «Жизнь Званская»). Человек недюжинных познаний и энергии, владыка Евгений фактически ваясь жить в Крыпецах. При нем обитель была значительно благоустроена (о чем подробнее мы расскажем в разделе «Путеводитель»). «Бедный Псков для меня милее богатой столицы», — так писал владыка одному из своих корреспондентов, однако окончить свои земные дни ни в Пскове, ни в Крыпецком монастыре ему не привелось. В 1822 году он был возведен в сан митрополита и поставлен на Киевскую кафедру. Скончался митрополит Евгений в Киеве и был похоронен в Софийском соборе. и |