045. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, страница 28

045. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, страница 28

урбшзни

Святые иноки, заключаясь в монастырях, не спасались от мира — напротив, они спасали мир. Очистив сердце, монахи обретали небесную мудрость и щедро делились ею с людьми. Свой спасительный опыт игумения Нина (Боянус) передавала воспитанницам Спасо-Евфро-синиевского училища в материнских беседах о жизни. Одну из таких бесед мы представляем вниманию читателей в этом разделе.

едленно раскрываются врата /Wm в новое неведомое царство... i * Ж Сколько надежд, сколько ра-m V «достей оно сулит... Волшебное слово жизнь!.. Каких только чудес и неиспытанных тайн не заключает оно в себе! Вот приблизительно то настроение, которое охватывает человека в юношеский перелом, и душа, пробуж

денная к восприятию многогранных явлений бытия, вылетает в необъятную ширь самостоятельного существования. И с любопытством заглядывает она в лицо сфинкса, и над вопросами, серьезными и шутливыми, нет, нет, да и тревожно забьется сердце: так хочется счастья и удовлетворения... так страшен призрак неудач!

Сказать ли, что все надежды тщетны? О нет! Мечтайте, юные друзья, пока мечтается! И если вашей молодости кажется, что вам суждены иные пути, нежели те, которыми тьмы тем людей ушли вперед по дороге к вечности, то это не мешает, про запас, про черный день, который должен прийти, чтобы ярче оттенить солнце и свет, позаботиться найти для себя источник живой воды, чтобы ею подкрепиться, освежиться и насытиться в минуту нужды.

Что представляют из себя многообразные потребности человека? Что есть та сложная единица человеческой души, которая выражается и в высоком парении, и в низком пресмыкании? Вот те вопросы, на которых необходимо остановиться, ибо от них зависит разрешение всех остальных, какими мы задаемся: «есть ли счастье?», «где удовлетворение?», «как нам жить?» и прочие.

Из всей совокупности откровения Божия, данного нам в священных книгах Ветхого и Нового Заветов, мы узнаем, что в человеке, кроме неоспоримых видимых потребностей телесных, существуют наклонности душевные и присутствует особая природа духовная. На обиходном языке мы сливаем понятия души и духа, употребляем их как синонимы, но на языке точном эти понятия резко отличаются один от другого.

Душевной жизнью мы назовем весь кругооборот наших психических интересов: науку, искусство, политику, общественную жизнь и личные потребности — во всем их разнообразном соприкосновении друг с другом.

Духовной жизнью мы назовем Божественную правду, вечные Божественные цели истины и добра, отражающиеся в требованиях и запросах нашей

Монахиня Нина. Полоцк, 1909 г.